«Покой и радость». В «Манеже» открылась выствка русской живописи
Анри Матисс сравнивал искусство с мягким креслом, в котором уставший человек может немного отдохнуть. Спрос на искусство, дающее душевное отдохновение от житейских бурь, всегда велик, а уж в трудные времена особенно. Открывшаяся 12 ноября в ЦВЗ «Манеж» выставка «Покой и радость» сразу стала популярной – люди идут и идут. Автор идеи Семен Михайловский, ректор Академии художеств, попал в точку.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
– Когда началась пандемия, никто не знал, чем все закончится, люди сидели по домам, – рассказал Михайловский на вернисаже. – Страху и тревоге нужно что-то противопоставить. Мы решили сделать выставку идиллическую, спокойную, приятную, непретенциозную, не раздражающую, не вызывающую сильных страстей...
Из русской живописи XIX века выбрали все, что относится к идиллии. Романтизм, сентиментализм, бидермайер, реализм, но без приставки «критический»... Поэзия усадеб, дворянские гнезда и вишневые сады, над которыми еще не завис топор, тихая прелесть и грусть русской природы. Множество уютных интерьеров, в которые хочется войти и остаться там на реабилитацию. Портреты романтических юношей и тургеневских девушек. И, конечно, Италия, где, как писал Гоголь, человек немного ближе к раю и куда Академия художеств отправляла своих лучших учеников.
Одним из главных героев выставки должен был стать Алексей Венецианов со своими барышнями-крестьянками в шитых золотом сарафанах и роскошных кокошниках. Но оказалось, что Третьяковская галерея тоже решила заняться психологической терапией и задумала выставку Венецианова «Пространство, свет и тишина» (она открылась в конце сентября).
В манежных выставках всегда восхищает... работа. Да-да, организаторы не ищут легких путей. Ведь можно было бы ограничиться картинами из музеев Петербурга и пригородов – материала, несомненно, хватило бы. Ну добавить кое-что из Третьяковки. Но нет. В экспозиции – живопись из коллекций 39 музеев России и зарубежья. И кроме художников, чьи работы известны нам с детства, – Брюллова, Кипренского, Шишкина, Айвазовского, Левитана, – множество мастеров второго и третьего ряда, которые большинству совсем не знакомы.
– «География» выставки очень широкая, – рассказал Семен Михайловский на пресс-показе. – Нам хотелось показать как можно больше русских художников, вернуть их имена. Вот, например, картина Тимофея Соколова – кто его сейчас помнит! А посмотрите, как хороша его работа «Мальчик будит перышком спящего товарища» (1811 г.).
О Тимофее Соколове известно лишь, что он родился в 1789 году, в 11 лет поступил в Академию художеств. За эту картину получил вторую серебряную медаль.
Кстати, заснул изображенный им мальчик над книгой. В экспозиции вообще много картин с читающими людьми. И играющими тоже. Как хороши «Дети, пускающие мыльные пузыри» Алексея Иванова (на снимке). Развлекаются мальчишки в серых форменных курточках. Один надувает пузырь, другой бережно держит на руках черного кота с гордым профилем. Не просто трогательно – умилительно. Об этом художнике тоже известно мало. Родился в 1820 году, с 1821-го жил в Воспитательном доме Петербурга – приюте для сирот и незаконнорожденных детей. Видимо, какой-то добрый человек заметил способности ребенка к рисованию. В 1833 году он поступил в Академию художеств. Картина когда-то принадлежала Александру Бенуа, а сейчас хранится в Русском музее.
«Девушка с папиросой» Петра Заболоцкого приехала из Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Он тоже питомец Академии художеств, много писал на заказ, особенно ценились его женские портреты. Любил изображать их при таинственном освещении свечи или лучины. Как бы такой реверанс Караваджо.
В «Девушке с папиросой» источник таинственного света скрыт в ее ладони – там горит спичка, от которой она сейчас прикурит. Даже немного страшно за нее – она изображена в прозрачной белой блузке с пышными рукавами. Портрет написан в 1850-е годы. И, глядя на умное, чуть лукавое, лицо девушки, почему-то думаешь, что характер у нее был независимый. И мечтала она о чем-то большем, чем замужество, дети, хозяйство.
И таких открытий множество.
Оформила выставочное пространство Агния Стерлигова. Она знакома петербургским любителям искусства по дизайну выставок агентства Magnum и корейской художницы Ли Бул в том же «Манеже», эрмитажной «Линии Рафаэля».
Для «Покоя и радости» Агния выбрала деликатный дизайн – вмешательство в пространство минимальное. Выставка состоит из шести разделов: «Увертюра», Bel paese, La nature, Russe, La vie privee, «Эпилог». Почему по-французски? Возможно, намек на то, что в те времена французский был вторым родным языком для дворян? Главенствует серый цвет – элегантный, нейтральный. В аванзале под потолком плывут вырезанные из фанеры облака, белые и розовые, а сверху свисают качели. Многие взрослые и даже пожилые люди с упоением качались под успокоительную музыку, специально написанную для выставки Антоном Батаговым. На вернисаже он сам сидел за роялем, а так она звучит в записи.
– Мне очень нравится все, – говорит Михайловский. – Много пространства, воздуха, можно свободно погулять по выставке, покачаться под розовыми облаками. И волшебная музыка...
За покоем и радостью можно идти в «Манеж» до 30 января. Конечно, если есть QR-код.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (7054) от 19.11.2021 под заголовком «За печалью и тоской – радость и покой».
Комментарии