«Аллегорический портрет Данте» представили на выставке в Эрмитаже

В Итальянском кабинете Нового Эрмитажа открылась выставка, посвященная Данте Алигьери. На ней представлены «Аллегорический портрет» поэта кисти Аньоло Бронзино и одно из старинных изданий «Божественной комедии».

«Аллегорический портрет Данте» представили на выставке в Эрмитаже | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставка приурочена к 700-летию со дня смерти Данте – поэта, мыслителя, одного из создателей литературного итальянского языка. Неудивительно, что ее можно не только рассматривать, но и «читать», проникаясь смыслами.

«Аллегорический портрет Данте» Бронзино написал по заказу флорентийского банкира Бартоломео Беттини примерно в 1532 – 1533 годах. Тот был не только успешным и богатым человеком, но и покровителем художников, другом Микеланджело. И когда он решил украсить одну из комнат своего дворца живописными произведениями, прославляющими поэзию и любовь, обратился именно к нему. Предполагалось, что великий мастер создаст центральную картину под названием «Обнаженная Венера и целующий ее Амур».

Микеланджело принял заказ, приступил к работе. Однако сделал только подготовительный рисунок (этот картон хранится теперь в Музее Каподимонте в Неаполе). Воплотил замысел в красках его ученик Якопо Понтормо, который в свою очередь был учителем Бронзино. Картину можно видеть во Флоренции в Галерее академии.

Дополнить задуманный ансамбль портретами трех поэтов, воспевавших любовь, поручили Аньоло ди Козимо ди Мариано (таково настоящее имя Бронзино). С тем большим основанием, что художник этот был не чужд поэзии – он писал, судя по имеющимся переводам на русский, трогательные сонеты, посвящая их гениальным современникам (Микеланджело, Бенвенуто Челлини и другим).

Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» упоминает «великолепнейшие портреты Данте, Петрарки и Боккаччо», созданные Бронзино. Однако никаких доказательств того, что все три были закончены, история не сохранила. Банкир и меценат был вынужден покинуть родной город по политическим причинам (так же, как когда-то Данте). Успел ли он разместить во дворце заказанные картины, неизвестно. Тем более что до наших дней сохранилась только одна – портрет Данте. Правда... в двух версиях. Та, что представлена сейчас в Эрмитаже, хранится в частной коллекции и считается оригиналом. Та, что принадлежит Национальной галерее Вашингтона, – копией.

Трудно судить, насколько на портрете Данте похож на себя. К тому моменту, когда Бронзино получил заказ, со дня смерти его великого соотечественника прошло 200 лет. Художник ориентировался на самое знаменитое из изображений автора «Божественной комедии» – работу Боттичелли (хотя и она не является прижизненным портретом). Так или иначе, именно этот канонический образ знаком сегодня каждому почитателю таланта Данте – орлиный нос, высокий лоб, красное одеяние, лавровый венок.

Бронзино изобразил поэта в сильном, динамичном развороте. Его фигура подобна распрямляющейся пружине. Правая рука указывает на далекую Флоренцию, из которой Данте был изгнан и куда мечтал вернуться (силуэт знаменитого собора Санта Мария дель Фьоре легко узнается). Город погружен во тьму, под ним пылает пламя ада (прозрачный намек на политические катаклизмы). Взгляд гения устремлен к небу, где занимается заря, а лучи солнца озаряют вершину Чистилища и сферы небесного Рая. В руках изгнанник держит собственную книгу. На ее страницах можно прочитать строки:

В ином руне, в ином величье звонком
Вернусь, поэт, и осенюсь венцом
Там, где крещенье принимал ребенком...

В витрине напротив портрета представлено одно из самых известных изданий знаменитой «Комедии» (к слову, «божественной» ее первым назвал Джованни Боккаччо, чей портрет в комнате флорентийского банкира должен был соседствовать с портретом Данте). Эта книга напечатана в Венеции в 1578 году. Она снабжена подробными комментариями редактора Франческо Сансовино и еще двух писателей, а также проиллюстрирована 96 гравюрами. На первом листе – портрет автора, создатель которого, очевидно, вдохновлялся работой Бронзино.

Сейчас раритет хранится в отделе редкой книги Научной библиотеки Эрмитажа, а прежде принадлежал ее заведующему коллекционеру Матвею Александровичу Гуковскому, после смерти которого и попал в собрание музея.

На этой выставке представлено всего два экспоната, но тем для размышления она предлагает много больше. Это напоминание о судьбе поэта и мудреца, оказавшего огромное влияние на литераторов, мыслителей и живописцев многих столетий. Не только творчеством, но и жизнью. О судьбах крупных коллекционеров и меценатов, которые в большинстве своем обладали не только тонким и точным вкусом, но и порядочностью. А также о сложном кружеве не всегда очевидных связей, пронизывающих историю искусства, где почти каждая случайность при ближайшем рассмотрении оказывается хорошо замаскированной закономерностью.


#выставка #музей #Эрмитаж #Данте

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?