Остров мегалитов. Эрмитаж открыл выставку о каменных памятниках Сардинии

В Эрмитаже развернута выставка, посвященная истории и археологическим памятникам итальянского острова Сардиния. В ее названии «Сардиния – остров мегалитов. От менгиров к нурагам: история в камне в сердце Средиземного моря» несколько загадочных слов. Мегалиты, менгиры, нураги – это сооружения из камня. Традиция их устанавливать одна из древнейших и устойчивых. До сих пор человечество ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.

Остров мегалитов. Эрмитаж открыл выставку о каменных памятниках Сардинии | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка рассказывает о памятниках, которые насчитывают тысячелетия, и о цивилизациях рубежа второго и первого тысячелетий до нашей эры. Картину доисторической археологии острова от эпохи неолита до середины железного века воссоздают экспонаты из трех музеев Сардинии: Национального археологического музея (Кальяри), Национального археологического музея Д. Аспрони (Нуоро), Национального археолого-этнографического музея Г. А. Санна (Сассари), а также мультимедийные материалы, масштабные модели и трехмерные реконструкции.

Расположение Сардинии в Средиземном море – между Европой, Африкой и Азией – стало основой для возникновения самобытной культуры. Удаленность от инородных вторжений позволяла населению Сардинии столетиями сохранять старинные формы цивилизации и укоренившиеся традиции. Изучение древностей Сардинии и ее культуры невозможно без археологических раскопок и исследований. Практически ничего не известно ни о религиозных верованиях, ни о языке народов прошлого. Считается, что древние сардинские цивилизации не имели государственной структуры и письменности. Известно, что они погребали своих мертвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения.

Цивилизации, возникшие несколько тысячелетий назад, оставили монументальные сооружения, которые и сегодня формируют живописный ландшафт Сардинии. На выставке их демонстрируют видеоматериал и фотографии.

Неповторимый облик острову придают так называемые гробницы гигантов (груда камней на погребальной камере) – мегалитические сооружения, созданные в эпоху бронзы. Они были предшественниками нурагов – архитектурных сооружений конца II тысячелетия до н. э. На острове их около семи тысяч. Возвышавшиеся в древности над поселками из хижин, нураги возводились из грубых камней на круглых основаниях и представляли собой башни с редкими узкими окнами-щелями, запутанной системой помещений, расположенных на разных уровнях и соединенных узкими каменными лестницами. Назначение их остается загадкой. Они могли служить сакральным целям и убежищем для древних сардов в случае военных нападений. Время строительства нурагов охватывает последние века II и начало I тысячелетия до н. э., но их продолжали использовать до середины I тысячелетия до н. э.

Развитие культуры эпохи нурагов связано с эксплуатацией местных руд и освоением металлургии бронзы. Нурагическая цивилизация достигла довольно высокого уровня в металлургии, для этой культуры характерны бронзовые статуэтки, известные как «бронзетто». За стеклом витрин фигурки людей и животных, украшения, найденные в святилищах.

Еще одно уникальное явление в археологии Средиземноморья – каменные скульптуры, которые повторяют бронзовые изображения, только в другом, крупном, масштабе. Они относятся к тому же периоду железного века. В экспозиции поражает своими масштабами фигура борца.

Выставка – часть масштабного международного проекта, объединяющего музеи Европы. Это ответ сардинских коллег на международную выставку «Цивилизации Средиземноморья», которая открылась в Кальяри в феврале 2019 года (организатор – Villaggio Globale International при поддержке центра «Эрмитаж-Италия»). Эта выставка ранее с успехом прошла в Берлине, после Эрмитажа она отправится в Национальный археологический музей в Салониках и Национальный археологический музей в Неаполе.


#памятники #выставка #Эрмитаж #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (7048) от 11.11.2021 под заголовком «Вечные камни Сардинии».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?