Погружение в мир красок. 65 лет назад в Русском музее открылась первая «Выставка детского рисунка»

Ровно 65 лет назад, в апреле 1958 года, в Русском музее открылась первая «Выставка детского рисунка». Как гласит сохранившаяся в музее пожелтевшая афиша на дешевой бумаге, были показаны работы ленинградских детей от 4 до 7 лет. С этого момента началась история фонда детского творчества ГРМ, который сейчас насчитывает 5 тысяч произведений, созданных художниками и скульпторами в возрасте от 2 до 17 лет из 50 стран мира.

Погружение в мир красок. 65 лет назад в Русском музее открылась первая «Выставка детского рисунка» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Санкт-Петербургские ведомос­ти» получили возможность посмот­реть самые интересные рисунки из этой коллекции. По словам Анны Цветковой, временно исполняющей обязанности генерального директора ГРМ, фонд детского творчества создавал Василий Пушкарев, легендарный руководитель Русского музея. В разное время в отборе работ с всесоюзных и международных детских выставок принимали учас­тие известные ленинградские художники Евсей Моисеенко, Андрей Мыльников, Герман Егошин, Завен Аршакуни.

«Сейчас думаем возродить эту традицию, но подходим аккуратно, чтобы никого не обидеть, — поясняет Цветкова. — Начинаем с привлечения научных сотрудников. В отборе для выставки «Сегодня и навсегда», посвященной 320‑летию Петербурга, участвовал Павел Климов, заведующий отделом живописи второй половины XIX — начала XXI века. Она откроется в мае». На вопрос, что изменилось в детском рисунке за прошедшие десятилетия, Анна Цветкова отвечает: «Меняются материалы, сохраняется непосредственность».

Нашим гидом по фонду стала Мария Литвинова, заведующая сектором детского творчества Российского центра музейной педагогики ГРМ. Для начала она показывает самые «древние», если так можно сказать, рисунки. Их сделал в 1905 – 1908 годах гимназист Александр Гартье. Он быстро, чтобы не заметил классный наставник, рисовал на листах, вырванных из тетради, остроумные карикатуры на одноклассников, изображая, какими они станут во взрослом возрасте. «Рисовал он здорово, учился, видимо, не очень и за возможность списывать расплачивался с одноклассниками шаржами, — поясняет Литвинова. — В 1970‑е годы Александр Николаевский, гимназический приятель Гартье, подарил нам сорок листов с его шаржами, зная, что мы собираем детское творчество».

Рисунок, изображающий балерину, принадлежит Анне Бенуа и относится к 1909 году. Девочке 12 лет, она явно подражала отцу, Александру Бенуа, известному художнику и арт-критику. Рисунок попал в фонд из отдела графики ГРМ при разборе архива художника. Альбом с изображениями пожарных машин создали в 1931 году в Ленинграде три мальчика — Владимир Экман, Кира Каллио и Александр Кан. Они увлекались пожарным делом, специально ездили смотреть, как пожарные выезжают из депо по вызову. Экман сохранил альбом во время блокады и вывез его по Дороге жизни как самое ценное. Альбом подарила музею дочь Владимира Экмана.

Некоторые авторы рисунков стали известными художниками. В фонде хранятся автопортреты Олега Почтенного и Ольги Ефимовой. Под изображением девочки простая и пронзительная подпись: «45 год, 9 мая, Е. О. День окончания войны». Рисунок подарен наследниками художницы.

Спрашиваю у Марии Литвиновой, кого рисовали дети много лет назад и теперь. Она поясняет, что сейчас трубочистов, конечно, никто не изображает, но объектом интереса остаются те, кто ведет каждодневную нелегкую работу на благо людей: металлурги, спасатели, медики. Их можно увидеть на выставке «Отечество славлю!», которая работает сейчас в залах Российского центра музейной педагогики.

Этот центр был создан в Русском музее в 1990 году, его бессменным руководителем является Борис Столяров, известный музейный педагог. Он видит миссию центра в том, чтобы воспитывать юных средствами изобразительного искусства, прививать уважение к культурному наследию. «Мы не учим рисовать, мы помогаем детям раскрыть себя. Музей стремится стать частью их жизни, школой, которая никогда не заканчивается. Он воспитывает их на лучших образцах культуры и искусства — от древнерусской иконописи до русского авангарда, — объясняет Столяров. — Основной метод работы ребенка — сделать рисунок похожим на жизнь, как он ее понимает, с какими‑то преувеличениями. Потом, если пойдет учиться, начнет осваивать передачу формы, цвета, построения композиции». И показывает рисунок девятилетней Марины Старковой — на нем изображена экскурсовод, которая подвела детей к портрету Сары Фермор кисти Ивана Вишнякова. С каким трепетом, буквально снизу вверх, задрав нос, дети рассматривают парадное изображение девочки, ровесницы автора, жившей 250 лет назад! Рисунок Старковой поступил в коллекцию фонда после выставки 1998 года «Мой любимый музей».

Столяров призывает родителей собирать рисунки детей. Если их складывают в папочку, ребенок запомнит, что оценены его творческие порывы. Музей, принимая в дар детские рисунки, показывает: их авторы совершили благодеяние. «Встали рядом с Брюлловым», — шутит педагог.

Интересуюсь у Бориса Столярова его предпочтениями при формировании коллекции фонда детского творчества. Он объясняет, что ему больше всего интересно раннее творчество, рисунки детей до 12 лет. Обычно, перешагнув этот возраст, время начала социализации, дети либо перестают рисовать, им становится неинтересно это занятие, либо сознательно идут в художественную школу, которая, по сути, является началом профориентации. Хотя и родительская воля многое значит.

«На детский рисунок постоянно навешивается опыт взрослого учителя и искусствоведческие шаблоны. Через этот шум надо услышать голос ребенка, его понимание цвета и образа. Часто мы принимаем решение о приеме работ в коллекцию на уровне интуиции. Помогает детское жюри: с одной стороны, люди, увешанные регалиями, а с другой — непосредственность восприятия ребенка. Если их мнения совпали, мы берем работы в фонд детского творчества», — поясняет Столяров.

Солидная коллекция фонда и помещения, которыми располагает Центр музейной педагогики, занимая всю восточную кордегардию Михайловского замка, провоцируют вопрос, почему не создана постоянная экспозиция. «Долгое время я думал, что она необходима, — признается Борис Столяров, — но сейчас убежден: лучше временные выставки, где мы показываем работы разных лет. Постоянная экспозиция фиксирует результат. Детское творчество — процесс: дети никогда не считают свой рисунок завершенным. Это самое ценное в их творчестве — бесконечная радость погружения в мир красок».


#музей #выставка #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7395) от 13.04.2023 под заголовком «Погружение в мир красок».


Комментарии