Подношение Русского музея
В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Русский декоративный поднос» (6+), атмосферный проект для семейного посещения, посвященный народным промыслам в контексте отечественного изобразительного искусства. 150 экспонатов, созданных в XVII – XXI веках, представляют разнообразие материалов и школ, мастеров и традиций в окружении картин Петра Кончаловского, Николая Реми, Николая Неврева, Владимира Стожарова и других русских художников с изображениями расписных подносов.

ФОТО Полины АКИМОВОЙ
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Марина Сорокина, ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея, куратор выставки, проект готовился давно, и так совпало, что реализован сейчас, когда исполняется 200 лет жостовскому промыслу — самому известному производству декоративных подносов. Они и составляют большую часть экспозиции.
В качестве эпиграфа к выставке показаны подносные блюда из майолики и дерева. Совершенно необыкновенное блюдо, выполненное известным мастером из Казани Михаилом Тюфилиным, который встроил в деревянный поднос тонкий резной пейзаж с видом Казани. В 1893 году он был изготовлен для подарка митрополиту Палладию «от казанских искренних почитателей».
В центре раздела, посвященного подносам XVIII – XIX веков, находится несколько изделий мастеров Великого Устюга, украшенных цветными эмалями и серебряными орнаментами. Эмальеры были виртуозны: они обжигали эмали так, чтобы серебро не расплавлялось, а размягчалось и приобретало необходимую форму. На одном подносе можно прочитать дату: «1774». Фабрики, изготовлявшие такие подносы, работали недолго, их изделия давно стали раритетами. Они хрупкие, для выставки над ними потрудились реставраторы Русского музея.
К середине XIX века относится изящный фарфоровый поднос для «Сервиза с драконами» завода братьев Корниловых. Эти подносы рассчитаны на небольшие чайные сервизы на одну или две персоны. К тому же времени относится редкий поднос неизвестного мастера «Букет цветов», украшенный инкрустацией перламутром.
Поднос «Башкир и киргиз» с прекрасным качеством живописи по сусальному золоту создан на основе гравюры известного графика Александра Орловского на фабрике Петра Лукутина в Московской губернии. К жостовскому промыслу относится и поднос «Петр спасает рыбаков в Ладожском озере» по мотивам картины Александра Коцебу.
Главный зал выставки отведен второй половине ХХ века. Здесь Марина Сорокина предлагает обратить внимание на подносы «Фигурный» Андрея Гогина, «Букет в корзине» Михаила Лебедева и «Две птицы» Бориса Графова. Последний, кроме виртуозной техники письма, содержит в рисунке отсылки к стилю рококо. В советское время подносы приобретались Русским музеем после выставок, где показывались уникальные экземпляры. В это время авторские подносы окончательно утрачивают прикладное значение и становятся предметами декоративного искусства для украшения интерьеров.
Финальное пространство посвящено подносам русского авангарда и органично дополняет грандиозный проект «Наш авангард», который с огромным успехом и аншлагами демонстрируется в Корпусе Бенуа Русского музея. Представлены подносы «Завод» Иосифа Школьника, «Мельница» Бениты Эссен, «Манифестация на площади Урицкого» Николая Лапшина. Художники расписывали деревянные формы, в 1925 году у них не было возможности приобретать дорогостоящие металл или фарфор.
Любопытно, что в то время художник Рудольф Френц мог одновременно работать над подносом «Демонстрация», изображая революционные лозунги, и над подносом «Танго», отвечавшим запросам «нэпманов».
Выставка будет работать по 1 февраля 2026 года. Когда в конце нынешнего года в Корпусе Бенуа откроется большая выставка «Русская традиция», показ подносов станет частью этого проекта.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7941) от 04.07.2025 под заголовком «Подношение Русского музея».
Комментарии