Подлинность этюда Шишкина доказала рентгенография
Есть у Ивана Ивановича Шишкина картина «Дубы в Старом Петергофе», написана в 1891 году. Как всегда у Шишкина: листик к листику, веточка к веточке — словом, прописаны мельчайшие детали. Прежде чем писать картину, Иван Иванович нарисовал этюд. Даже два. Оба находились в коллекции Научно-исследовательского музея при Академии художеств им. И. Е. Репина. Однако один из них был украден: холст вырезали из рамы и вынесли.
Тот самый украденный и возвращенный этюд к «Дубам в Старом Петергофе». Как оказалось, подлинный / Фото предоставлено пресс-службой «ЛЭТИ»
Горевать не станем: полиция нашла пропажу. Но, получив ее, сотрудники академии не спешили ликовать: а где гарантия, что это шишкинский этюд? Вдруг найденное — подделка, а оригинал по‑прежнему у похитителей? «Коллеги из Академии художеств обратились к нам за помощью, — рассказывает профессор кафедры электронных приборов и устройств «ЛЭТИ» Артем Грязнов. — Задача состояла в том, чтобы с помощью рентгенографии выявить особенности, невидимые человеческому глазу. Этот анализ максимально безопасен для исследования подобных произведений искусства».
Обычно, чтобы получить высокоточные снимки, в «ЛЭТИ» применяют микрофокусный рентгеновский аппарат РАП-100М в портативном исполнении. Он разработан Технопарком «ЛЭТИ» вместе с малым предприятием университета ЗАО «ЭЛТЕХ-Мед». Но тут использовали аппаратуру Академии художеств. Сделали снимки обоих этюдов — украденного/возвращенного и того, что оставался в коллекции. Специалисты Академии художеств уже сравнили этюды по разным признакам (грунтование, нанесение краски, манера рисования и т. д.), но точку в деле поставила рентгенография: оба этюда написаны одним и тем же автором.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 91 (7174) от 24.05.2022 под заголовком «Дубы Шишкина, точно».
Комментарии