Под музыку Вивальди. Организаторы рассказали о проекте «Дома с оркестром!»

Впервые в истории Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр предлагает записи симфонического аккомпанемента для музыкального обучения детей. Все родители маленьких музыкантов знают, как важен аккомпанемент в учебе. Хорошо, если в школе и на выступлениях есть гарантированный профессиональный фортепианный аккомпанемент. Для юных солистов первой сознательной ступенью музыкального образования является сольное исполнение концертов с симфоническим оркестром. Но у большинства российских детей нет реальной возможности учиться и выступать с профессиональным оркестром. Музыканты СПб ГАСО решили предоставить такую возможность своим будущим коллегам и работают над некоммерческим проектом «Дома с оркестром!». Это – так называемые «минусовки» известных симфонических концертов, под которые юные солисты могут разучивать свою сольную партию. Мы попросили поподробнее рассказать об этом проекте директора ГАСО Елену Анисимову и концертмейстера, автора идеи проекта Чингиза Османова.

Под музыку Вивальди. Организаторы рассказали о проекте «Дома с оркестром!» | Фото: Pixabay / StockSnap

Фото: Pixabay / StockSnap

Елена Анисимова: – Теперь у каждого юного музыканта появляется возможность заниматься в сопровождении симфонического оркестра. Эту замечательную и очень перспективную идею поддержал Комитет по культуре Санкт-Петербурга и Союз композиторов.

Чингиз Османов: – Идея подобного проекта была давно, и мы готовились, но эпидемия просто ускорила процесс запуска сайта. Музыканты сегодня не могут полноценно репетировать, выступать перед публикой, но зато появилась возможность записывать оркестровые аккомпанементы. Можем прибегать к некоторым хитростям: например, не весь оркестр собирать на запись, а по группам – отдельно духовые, отдельно струнные. Работаем малыми группами, а уже после все это воедино сводит наш звукорежиссер.

Елена Анисимова: – Мы не хотим оставить без поддержки наших будущих коллег. Хотим, чтобы у них по-прежнему оставалось желание заниматься музыкой. На сайте мы предлагаем не просто запись аккомпанемента. Здесь есть и ноты концертов, которые звучат. Минимальная навигация, записи концертов предоставлены в разных темпах. Поэтому аккомпанементом можно пользоваться не только на финальной стадии занятий, но и с начальным уровнем подготовки.

– А чем так важна для детей-музыкантов работа с оркестром?

Чингиз Османов: – Игра с оркестром в качестве солиста в свое время для меня была недосягаемой высотой: ведь дети быстро осваивают во время учебы новый репертуар. Изучение все новых и новых произведений – это и часть работы педагогов. Расширение репертуара. Исполняемые учеником произведения часто меняются, так что доводить концерт до такой степени совершенства, чтобы его можно было бы играть с оркестром, в обычной музыкальной школе дается только суперталантливым детям. Мы считаем, что все дети одаренные, поэтому мы даем широкому кругу детей почувствовать, ощутить чувство полнозвучного исполнения музыкального произведения; услышать тембры, которые невозможно уловить, когда играешь только с фортепьянным аккомпанементом. Это даст детям разнообразие звучания, разовьет слух и даст возможность подготовиться к выступлению уже с реальным оркестром. Очень хорошо помню свое первое выступление с оркестром: музыка звучала совершенно иначе, чем с концертмейстером, и очень мешала и отвлекала от исполнения…

– Сейчас вы предлагаете концерты Ридинга и Вивальди. Почему выбраны именно эти произведения?

Чингиз Османов: – Си минорный концерт Оскара Ридинга – самый первый и до сих пор самый популярный концерт для маленьких исполнителей. Кроме того - один из любимых концертов всех скрипачей. Это невероятно музыкальное, сентиментальное произведение, отражающее то приятное звучание скрипки, за которое мы ее и любим. Концерт представляет основные принципы ритмической организации мелодии, у него выразительный тон. Он удобен, чтобы полюбить сам инструмент. Пока на сайте мы представляем, записанные в разных темпах, три концерта: один из низ уже упомянутый си минорный концерт Ридинга, также представлены два концерта Антонио Вивальди. Ни один скрипач не минует исполнение этих произведений. Чтобы позже профессионально исполнять музыку Чайковского и так далее, надо пройти через эти концерты этих композиторов и других. Профессиональными, взрослыми оркестрами эти концерты исполняются довольно редко, а ребенку, обучаясь, очень важно услышать эталонное звучание, чтобы привыкать к высокому исполнительскому искусству.

Елена Анисимова: – Поэтому мы благодарны фирме «Бомба-Питер» за то, что она предоставила возможность поставить на сайт также записи эталонного исполнения. Играет у нас легендарный Михаил Гантварг.

– Знаю, что проект предусматривает и обратную связь: юные музыканты смогут получить профессиональную оценку своего мастерства и консультации знаменитых скрипачей…

Елена Анисимова: – Почему- то многие музыканты стесняются опубликовывать свои записи и дети – не исключение. Найти их в интернете практически невозможно. Но, нам бы очень хотелось, чтобы они не стеснялись. Можно сделать свою запись и прислать ее нам для того, чтобы получить не разбор полетов, а совет старшего товарища. Консультировать юных музыкантов будут как наши концертмейстеры- прекрасный педагог - Юлия Баранова или первая скрипка нашего оркестра Чингиз Османов, также и другие известные музыканты. Например, можно получить совет от самого Михаила Гантварга, или зарубежных коллег – участников Международного фестиваля «Ауэр. Наследие». Нам важно понимать, что добавить на сайт, что улучшить, и мы бы хотели, чтобы дети помогли сделать это удобным и нужным для себя. Пока на сайте эти три концерта, но мы работаем над записями произведений других композиторов и для других солирующих инструментов. Из записей мы, с согласия каждого приславшего, сделаем Интернет фестиваль, ну а лучших юные исполнители по окончании эпидемии приедут в Петербург, чтобы поучаствовать в живом концерте с ГАСО на нашей сцене в удивительно красивом Дворце Белосельских-Белозерских в самом центре города – на Невском проспекте.

#музыка #дети #симфонический оркестр

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?