Под бодрое мычание. Инсталляция «120 МУ» произвела фурор на выставке современного искусства в Петербурге

В Петербурге в течение одной недели открылись два парка современной городской скульптуры - на кронштадтском форте «Константин» и в саду Бенуа. Обе территории - объекты культурного наследия.

Под бодрое мычание. Инсталляция «120 МУ» произвела фурор на выставке современного искусства в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На форте установлен один объект, и попасть туда можно на личном автомобиле или автобусом-«шаттлом» во время проводимых там праздников. В саду, который открыт круглосуточно и находится в самом центре северных «спальных» городских районов, появился десяток объектов.

Почему важны оба события? Уже несколько лет не проводятся симпозиумы по городской скульптуре, итогом которых стала установка в начале десятых годов в Малоохтинском парке и саду «Нева» произведений, отобранных по конкурсу. Не все там удалось. Возможно, концентрация скульптур оказалась чрезмерной, что вызвало негативную реакцию в социальных сетях жителей соседних домов. Но это было действие, а не только разговоры и мечтания типа «хорошо бы создать парк скульптуры, а где? а землю выделят? а кто будет управлять парком?» и т. д. Сейчас за дело взялись инициативные люди, которые являются пользователями форта и сада.

О фестивале искусства «Впередсмотрящий» на форте «Константин» наша газета своевременно сообщала. Он длился два дня, но объект «Форточка в Европу», созданный студентами Академии им. Штиглица и установленный рядом с судопропускными сооружениями дамбы, остался. Если не навсегда, то надолго, как заявка на новый парк скульптуры. «Гений места» - форт, дамба, проходящие корабли - дает множество поводов для творчества. От серьезных до ироничных, как с «Форточкой».

У сада Бенуа другой «гений». Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Анастасия Пронина, куратор проекта Benua Art Garden, это комплекс лесной фермы Юлия Бенуа и расположенный рядом шедевр «космической» советской архитектуры, созданный Станиславом Савиным. Такое окружение - вызов для молодых авторов. «Мы не предлагаем публике современное искусство любить. Мы хотим, чтобы вы его увидели. Противостояние прошлого и современности, ставшее очевидной проблемой для Петербурга XXI века, должно в саду Бенуа стать темой для диалога», - поясняет Пронина.

На открытии Benua Art Garden общий восторг вызвала инсталляция «120 МУ» Турбена и Анны Мартыненко. Внутри круглого кирпичного сооружения, бывшей силосной башни, изображены 120 коров - по числу животных на ферме Бенуа в начале ХХ века. А когда зритель входит в башню, включается аудиозапись мычания 120 коров.

Молодые ученые из Политеха создали «Зеленую гранату». Это этажерка в форме «лимонки», где высажены в горшках помидоры и другие овощи. Они растут без парников, единственная помощь человека - люминесцентная лампа. Нестор Энгельке создал свой объект «Шпальный район» из крепких бревен, оставшихся от дома XIX века, и раскрасил их белой краской под современные многоэтажки. Ирония автора очевидна: нынешние жилые дома часто похожи друг на друга и на железнодорожные шпалы. Четыре веселых фанерных поросенка Николая Копейкина, указывающих копытцами стороны света, образовали «Свинокомпас». Без него не все смогли определить, где юг, где север.

В нынешнем виде «сад скульптур» просуществует три месяца, потом его заменят другие объекты.

Среди гостей открытия был Сергей Макаров, председатель КГИОП. По его словам, создание общественных пространств, подобных Benua Art Garden, - общемировая тенденция. Что касается приспособления для этой цели объектов культурного наследия, то нет общих рецептов. В каждом конкретном случае после встреч и переговоров должно находиться решение. Так было и с садом Бенуа.

#современное искусство #скульптура #выставка #инсталляция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (6484) от 19.07.2019 под заголовком «Под бодрое мычание».


Комментарии