Под бодрое мычание. Инсталляция «120 МУ» произвела фурор на выставке современного искусства в Петербурге

В Петербурге в течение одной недели открылись два парка современной городской скульптуры - на кронштадтском форте «Константин» и в саду Бенуа. Обе территории - объекты культурного наследия.

Под бодрое мычание. Инсталляция «120 МУ» произвела фурор на выставке современного искусства в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На форте установлен один объект, и попасть туда можно на личном автомобиле или автобусом-«шаттлом» во время проводимых там праздников. В саду, который открыт круглосуточно и находится в самом центре северных «спальных» городских районов, появился десяток объектов.

Почему важны оба события? Уже несколько лет не проводятся симпозиумы по городской скульптуре, итогом которых стала установка в начале десятых годов в Малоохтинском парке и саду «Нева» произведений, отобранных по конкурсу. Не все там удалось. Возможно, концентрация скульптур оказалась чрезмерной, что вызвало негативную реакцию в социальных сетях жителей соседних домов. Но это было действие, а не только разговоры и мечтания типа «хорошо бы создать парк скульптуры, а где? а землю выделят? а кто будет управлять парком?» и т. д. Сейчас за дело взялись инициативные люди, которые являются пользователями форта и сада.

О фестивале искусства «Впередсмотрящий» на форте «Константин» наша газета своевременно сообщала. Он длился два дня, но объект «Форточка в Европу», созданный студентами Академии им. Штиглица и установленный рядом с судопропускными сооружениями дамбы, остался. Если не навсегда, то надолго, как заявка на новый парк скульптуры. «Гений места» - форт, дамба, проходящие корабли - дает множество поводов для творчества. От серьезных до ироничных, как с «Форточкой».

У сада Бенуа другой «гений». Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Анастасия Пронина, куратор проекта Benua Art Garden, это комплекс лесной фермы Юлия Бенуа и расположенный рядом шедевр «космической» советской архитектуры, созданный Станиславом Савиным. Такое окружение - вызов для молодых авторов. «Мы не предлагаем публике современное искусство любить. Мы хотим, чтобы вы его увидели. Противостояние прошлого и современности, ставшее очевидной проблемой для Петербурга XXI века, должно в саду Бенуа стать темой для диалога», - поясняет Пронина.

На открытии Benua Art Garden общий восторг вызвала инсталляция «120 МУ» Турбена и Анны Мартыненко. Внутри круглого кирпичного сооружения, бывшей силосной башни, изображены 120 коров - по числу животных на ферме Бенуа в начале ХХ века. А когда зритель входит в башню, включается аудиозапись мычания 120 коров.

Молодые ученые из Политеха создали «Зеленую гранату». Это этажерка в форме «лимонки», где высажены в горшках помидоры и другие овощи. Они растут без парников, единственная помощь человека - люминесцентная лампа. Нестор Энгельке создал свой объект «Шпальный район» из крепких бревен, оставшихся от дома XIX века, и раскрасил их белой краской под современные многоэтажки. Ирония автора очевидна: нынешние жилые дома часто похожи друг на друга и на железнодорожные шпалы. Четыре веселых фанерных поросенка Николая Копейкина, указывающих копытцами стороны света, образовали «Свинокомпас». Без него не все смогли определить, где юг, где север.

В нынешнем виде «сад скульптур» просуществует три месяца, потом его заменят другие объекты.

Среди гостей открытия был Сергей Макаров, председатель КГИОП. По его словам, создание общественных пространств, подобных Benua Art Garden, - общемировая тенденция. Что касается приспособления для этой цели объектов культурного наследия, то нет общих рецептов. В каждом конкретном случае после встреч и переговоров должно находиться решение. Так было и с садом Бенуа.

#современное искусство #скульптура #выставка #инсталляция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (6484) от 19.07.2019 под заголовком «Под бодрое мычание».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...