Под бодрое мычание. Инсталляция «120 МУ» произвела фурор на выставке современного искусства в Петербурге

В Петербурге в течение одной недели открылись два парка современной городской скульптуры - на кронштадтском форте «Константин» и в саду Бенуа. Обе территории - объекты культурного наследия.

Под бодрое мычание. Инсталляция «120 МУ» произвела фурор на выставке современного искусства в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На форте установлен один объект, и попасть туда можно на личном автомобиле или автобусом-«шаттлом» во время проводимых там праздников. В саду, который открыт круглосуточно и находится в самом центре северных «спальных» городских районов, появился десяток объектов.

Почему важны оба события? Уже несколько лет не проводятся симпозиумы по городской скульптуре, итогом которых стала установка в начале десятых годов в Малоохтинском парке и саду «Нева» произведений, отобранных по конкурсу. Не все там удалось. Возможно, концентрация скульптур оказалась чрезмерной, что вызвало негативную реакцию в социальных сетях жителей соседних домов. Но это было действие, а не только разговоры и мечтания типа «хорошо бы создать парк скульптуры, а где? а землю выделят? а кто будет управлять парком?» и т. д. Сейчас за дело взялись инициативные люди, которые являются пользователями форта и сада.

О фестивале искусства «Впередсмотрящий» на форте «Константин» наша газета своевременно сообщала. Он длился два дня, но объект «Форточка в Европу», созданный студентами Академии им. Штиглица и установленный рядом с судопропускными сооружениями дамбы, остался. Если не навсегда, то надолго, как заявка на новый парк скульптуры. «Гений места» - форт, дамба, проходящие корабли - дает множество поводов для творчества. От серьезных до ироничных, как с «Форточкой».

У сада Бенуа другой «гений». Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Анастасия Пронина, куратор проекта Benua Art Garden, это комплекс лесной фермы Юлия Бенуа и расположенный рядом шедевр «космической» советской архитектуры, созданный Станиславом Савиным. Такое окружение - вызов для молодых авторов. «Мы не предлагаем публике современное искусство любить. Мы хотим, чтобы вы его увидели. Противостояние прошлого и современности, ставшее очевидной проблемой для Петербурга XXI века, должно в саду Бенуа стать темой для диалога», - поясняет Пронина.

На открытии Benua Art Garden общий восторг вызвала инсталляция «120 МУ» Турбена и Анны Мартыненко. Внутри круглого кирпичного сооружения, бывшей силосной башни, изображены 120 коров - по числу животных на ферме Бенуа в начале ХХ века. А когда зритель входит в башню, включается аудиозапись мычания 120 коров.

Молодые ученые из Политеха создали «Зеленую гранату». Это этажерка в форме «лимонки», где высажены в горшках помидоры и другие овощи. Они растут без парников, единственная помощь человека - люминесцентная лампа. Нестор Энгельке создал свой объект «Шпальный район» из крепких бревен, оставшихся от дома XIX века, и раскрасил их белой краской под современные многоэтажки. Ирония автора очевидна: нынешние жилые дома часто похожи друг на друга и на железнодорожные шпалы. Четыре веселых фанерных поросенка Николая Копейкина, указывающих копытцами стороны света, образовали «Свинокомпас». Без него не все смогли определить, где юг, где север.

В нынешнем виде «сад скульптур» просуществует три месяца, потом его заменят другие объекты.

Среди гостей открытия был Сергей Макаров, председатель КГИОП. По его словам, создание общественных пространств, подобных Benua Art Garden, - общемировая тенденция. Что касается приспособления для этой цели объектов культурного наследия, то нет общих рецептов. В каждом конкретном случае после встреч и переговоров должно находиться решение. Так было и с садом Бенуа.

#современное искусство #скульптура #выставка #инсталляция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (6484) от 19.07.2019 под заголовком «Под бодрое мычание».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?