По строгим правилам «Онегина». В Мариинском театре прошло награждение национальной оперной премией

Церемония вручения VIII национальной оперной премии «Онегин» прошла на исторической сцене Мариинского театра. За пультом по новой традиции стоял маэстро Валерий Гергиев, лишь однажды уступив место Гургену Петросяну. В номинации «Примадонна» победила Лариса Костюк, солистка «Геликон-оперы».

По строгим правилам «Онегина». В Мариинском театре прошло награждение национальной оперной премией | ФОТО Елены БЛЕДНЫХ/предоставлено пресс-службой премии «Онегин»

ФОТО Елены БЛЕДНЫХ/предоставлено пресс-службой премии «Онегин»

Премия «Онегин» год за годом неуклонно набирает статус главной оперной церемонии страны, где в центр внимания поставлены певец и те, кто помогает ему стать большим артистом. Раз в год в ноябре в Северную столицу съезжаются со всей России молодые солисты, прошедшие двойное сито отбора экспертного совета и жюри, чтобы посмотреть и послушать друг друга, обменяться мнениями, получить предложения о сотрудничестве. Пожалуй, есть лишь два главных слабых звена этой премии — просмотр спектак­лей только по видео и ограниченность выбора кандидатов в связи с регламентом театров, которые сами утверждают претендентов на участие в конкурсе. Видеозапись при всех технических достоинствах и даже очень хорошем монтаже не в состоянии передать всех оттенков исполнения, ибо опера — искусство живой акус­тики. А регламент выдвиженцев, устанавливаемый самими театрами без согласования с представителями премии, тоже не позволяет считать «Онегина» стопроцентно объективной премией.

Как и в прошлые годы, активными игроками на оперной карте продолжают оставаться Моск­ва и Петербург, с разной долей успешности теснимые Екатеринбургом, Пермью, Новосибирском, Красноярском. В последние сезоны уверенно рванул вперед Нижний Новгород, в оперном театре которого началась новая история после долгого застоя. Свои яркие голоса, пугающие конкурентов, задержавшихся на первых позициях, подают театры с более скромным финансированием, но оттого не менее амбициозные — из Петро­заводска, Чебоксар. А ряд театров, которые когда‑то слыли творческими и могучими, сильно сбавили темп. К ним можно отнести, например, Ростовский музыкальный театр.

В номинации «Дебют» победили москвичи — меццо-сопрано Полина Шароварова за партию Адальджизы в «Норме» Беллини — спектакле Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в постановке Адольфа Шапиро. Спектакль оказался среди участников премии, в том числе и в номинации «Событие», благодаря Хибле Герзмава, президенту премии «Онегин», исполнившей в этой опере титульную роль. Мужским «Дебютом» было признано выступление тенора Шоты Чибирова в партии Туридду в «Сельской чести» Масканьи, поставленной Дмитрием Бертманом. Награду в номинации «Гость» (приглашенный солист) получил тенор Игорь Морозов за партию Садко в опере Римского-Корсакова, поставленной Аскаром Абдразаковым в Башкирском театре оперы и балета.

Меццо-сопрано Лариса Костюк была выбрана «Примадонной», ее драматическое искусство поразило экспертный совет и жюри в опере «Медиум» Менотти, где она исполнила партию Мадам Флоры. «Мастером сцены» признан баритон Алексей Зеленков за партию Григория Грязного в «Царской невесте» Римского-Корсакова в ­НОВАТе. В номинации «Роль второго плана» лучшим признали Павла Межова, исполнившего партию Школьного учителя в «Черевичках» Чайковского в «Урал Опера Балет» (Екатеринбург). Лучшим назвали исполнительский состав в опере «Кармен» Бизе в постановке Елизаветы Мороз в Нижегородском театре оперы и балета. Среди его солистов оказались Венера Гимадиева, Иван Гынгазов, Наталья Ляскова.

В этом году организаторы премии решили увеличить пространство влияния, устроив «Онегинские встречи», куда вошли и прослушивания, и презентация премьер сезона, которую провели в Институте истории искусств, и гала-концерт лауреатов премии, отличившийся пока скромным масштабом в театре «Санкт-Петербург-опера». Во время церемонии вручения премии наряду с награждениями выступили лучшие представители жанра. Среди них были меццо-сопрано Мария Баракова, баритон Игорь Головатенко, тенор Иван Гынгазов. А итальянский бас Ферруччо Фурланетто, увезший статуэтку в номинации «От России с любовью», исполнил арию короля Филиппа из оперы «Дон Карлос» Верди. Эту партию на следующий день после церемонии он полностью спел в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева, получившего «Онегина» за выдающийся вклад в развитие музыкального театра.


#премия #номинация #награждение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7550) от 23.11.2023 под заголовком «По строгим правилам «Онегина»».


Комментарии