По морям литературы: Пушкин в жизни и творчестве Виктора Конецкого
В здании «Бироновых конюшен» Всероссийского музея А. С. Пушкина работает выставка «Как морская соль в крови». Пушкин в жизни и творчестве Виктора Конецкого» (12+). Проект приурочен к 225‑летию со дня рождения поэта и 95‑летию — писателя и моряка.
Виктор Конецкий выступает в квартире Пушкина на Мойке, 12, на памятном собрании в день 138‑летия со дня смерти поэта. 10 февраля 1975 года./ФОТО Тен Енсон. РЕПРОДУКЦИЯ Дмитрия ИВАНОВА
Они родились в один день, о чем Конецкий уверенно говорил как о неслучайности. В 1972 году, работая над книгой путевых заметок «Среди мифов и рифов», писатель отметил: «Заграница деликатно недоумевает по поводу нашего преклонения перед Пушкиным, ибо смертельно скучает над «Онегиным». Русский же и не читавши «Онегина» за Пушкина умрет. Для русского нет отдельно «Онегина» или «Капитанской дочки», а есть ПУШКИН во всех его грехах, шаловливости, дерзости, взлета, языка, трагедии, смерти…». Фрагмент рукописи с этими строчками предоставили на выставку наследники писателя.
Издания Пушкина всегда находились рядом с Конецким. В его доме хранится семейная реликвия — собрание сочинений поэта в суворинском издании 1887 года, которое принадлежало Александру Штейнбергу, дяде будущего писателя, погибшему в блокадном Ленинграде. В топках буржуек сгорали целые библиотеки, а эти томики небольшого формата с красными обложками сохранились. В 1944 году юный Виктор, который провел в Ленинграде первую блокадную зиму, вернулся из эвакуации и получил эти книги. Издание «А. С. Пушкин. Сочинения» 1936 года стало последней книгой, которую Конецкий держал в руках незадолго до своего ухода.
Между этими двумя точками — вся биография писателя и моряка дальнего плавания, Конецкий сочетал эти две разные профессии 22 года, случай уникальный. Работа на торговом флоте питала его творчество. Кроме книг самого Конецкого на выставке представлены два трогательных издания с дарственными надписями. На титульном листе «Испанского дневника» Михаила Кольцова: «Виктору Викторовичу Конецкому, победителю литературного турнира, который состоялся 31 мая 1957 г. на семинаре лит. объединения при издательстве «Советский писатель». Вторая книга — «Сочинения А. Сент-Экзюпери». Там на титуле выведено: «Расстаемся с милым Антуаном, зная, что Вам он еще дороже. Женя. Село Михайловское. 23 XII 65 г.». Это был подарок сотрудников Пушкинского заповедника, куда Конецкий часто приезжал, чтобы поработать. К тем же михайловским временам относится рукопись рассказа «Сосновая ветка». Писатель увидел засохшую ветку и за час сочинил рассказ на одну машинописную страницу о смысле и цели писательского труда. В том же Михайловском была сделана фотография — тройной портрет литераторов: Белла Ахмадулина, Юрий Нагибин, Виктор Конецкий.
Для кинорежиссера Георгия Данелии Конецкий работал над двумя сценариями, которые легли в основу фильмов «Путь к причалу» и «Тридцать три». Об этом времени говорит выразительный портрет Конецкого, Данелия сделал его несколькими росчерками тушью. Рядом находится другой портрет-шарж, о котором рассказал сам писатель: «Это сотворили безымянные матросы теплохода «Северолес», в рейсе из Владивостока в Ленинград югом после того, как я прошел с ними из Ленинграда во Владивосток севером (29.07.79 – 24.10.79). Они сотворили еще рынду, которая звенит весело и упруго, а не похоронно. И это самые ценные подарки, полученные мною в жизни». Миниатюрная рында (колокол) также показана на выставке. Показ дополняют пейзажи и цветочные натюрморты Конецкого, сделанные им в разные годы. Уже будучи известным литератором, он говорил, что «если бы не война, то не стал бы ни моряком, ни писателем — обязательно живописцем».
Выставка открыта по 29 мая, понедельник — пятница с 10.00 до 17.00. Вход свободный.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 61 (7637) от 04.04.2024 под заголовком «По морям литературы».
Комментарии