Пластика Флоре к лицу. Русский музей завершил реставрацию скульптур из сада Строгановского дворца
Теперь они стоят под крышей в пространстве Парадной лестницы.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
В планах музея — воссоздание исторического облика сада Строгановского дворца на начало XX века. Научные сотрудники подбирают материалы, которые станут основой проекта. В саду у Строгановых были цветники, регулярно подстриженные деревья и скульптура. С деревьями, цветниками и даже фонтаном проблем не будет. Что касается скульптуры, то в саду могут появиться копии отреставрированных статуй.
Не исключено, что во внутреннем дворе дворца на Невском проспекте был сад, разбитый еще при Андрее Воронихине. Но его нет на планах первой половины XIX века. Датой возникновения сада принято считать 1908 год, когда последний владелец дворца граф Сергей Александрович Строганов подал в Городскую управу ходатайство о ликвидации дачи на Черной речке. Часть садовых скульптур оттуда была перевезена во внутренний двор дома на Невском, где, по‑видимому, уже был небольшой сад с фонтаном. На его месте появился романтический «сад-воспоминание», облик которого отличался от садов, возникавших в конце XIX — начале XX века на месте парадных дворов.
В музее сохранилось пять подлинных произведений, перемещенных с бывшей дачи Строгановых: две статуи, две мраморные вазы и маскарон. Старшая по возрасту — статуя Нептуна, итальянский мастер создал ее в конце XVII века. Есть предположение, что она входила в большой заказ для Летнего сада. Флора — копия античной статуи, так называемой Флоры Фарнезской, — моложе, она датируется XVIII столетием. Маскарон — фрагмент моста, находившегося некогда на Строгановской даче, относится к началу XIX века. Вероятно, тогда же были созданы и декоративные вазы.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Нептуна и Флору перенесли под крышу дворца в прошлом году. Скульптурам из каррарского мрамора более трех веков, они стояли в нашем климате под открытым небом. Переезд с дачи в центр города не обошелся без последствий. Флору разлучили с ее постоянным спутником — Геркулесом. Нептун, видимо при перевозке, потерял руку. На статуях есть поновления, следы предыдущих реставраций. Загрязнения, в том числе биологические, глубоко проникли в камень. Мрамор, из которого созданы статуи, разный. У Нептуна он более плотный, у Флоры рыхлый, из‑за чего она пострадала больше — лишилась фрагмента носа и губы. За свою историю скульптуры не раз реставрировались. Тогда не было материалов и методов, доступных современным мастерам.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
На первом этапе реставраторы с помощью компрессов и смывки водой в несколько этапов расчистили камень от биопоражений и загрязнений. Затем укрепили мрамор и восполнили утраты искусственным камнем.
— Нас часто спрашивают, какими материалами мы работаем, — рассказывает реставратор Анна Казанова. — Всегда это обратимые материалы. Стараемся, чтобы результат был надолго и без ущерба для предметов. Вазы потеряли устойчивость, шатались на внутреннем крепежном элементе, на их поверхности были трещины. Их долго «проливали» обратимым клеем. Были сложности в работе с Флорой. Женское лицо восстановить непросто, тем более такое разрушенное.
Сегодня Флора безупречна. «Пластическая операция» богине к лицу. И Нептун выглядит вполне здоровым. Итальянские памятники из числа самых старых в нашем городе останутся в дворцовых интерьерах, что на долгое время их сохранит.
— Завершение реставрации скульптур из Строгановского сада значимое событие, — говорит генеральный директор Русского музея Алла Манилова. — Они были привезены в Петербург по заказу Петра Великого и сохранили память об истории создания города на Неве. Благодаря нашим партнерам — компании ПАО «Россети Ленэнерго» за год скрупулезной работы реставраторами Русского музея восстановлен истинный вид бесценных произведений искусства.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7494) от 05.09.2023 под заголовком «Пластика Флоре к лицу».
Комментарии