Карл Павлович снова в Петергофе. В музее-заповеднике открылось новое культурно-выставочное пространство

В ГМЗ «Петергоф» выставкой «Итальянский альбом» Карла Брюллова открылось новое культурно-выставочное пространство «Большая оранжерея».

Карл Павлович снова в Петергофе. В музее-заповеднике открылось новое культурно-выставочное пространство | ФОТО автора

ФОТО автора

Большая оранжерея была построена в 1722 – 1725 годах по проекту архитектора Иоганна Браунштейна и служила для хранения зимой теплолюбивых растений. Это была одна из первых петергофских построек, возведенных по замыслам Петра I, и до 1918 года, до создания в Петергофе музея, она использовалось по первоначальному назначению. Большая оранжерея серьезно пострадала в годы Великой ­Отечественной войны, в 1954‑м была восстановлена как выставочный павильон, какое‑то время там находился ресторан. В 2019 – 2020 гг. была проведена реставрация фасадов и интерьеров здания, заменены инженерные сети, уставлена система климат-контроля.

Как рассказал Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф», после реставрации была идея создать мультимедийный музей садово-паркового искусства. «Но потом мы решили, что «Петергофу» важнее не открыть еще один музей, их сейчас — 33, а создать культурное пространство, где можно будет проводить выставки, лекции, «круглые столы», занятия с детьми. Нам требуется более динамичная форма работы с посетителями, которые стали приезжать в Петергоф по нескольку раз», — подчеркнул Ковриков.

В планах для Большой оранжереи на 2024 год выставка, приуроченная к предстоящему завершению реставрации Верхнего сада, показы ювелирного искусства и художественной резьбы по камню. На 2025‑й задуман выставочный проект, посвященный 80‑летию Победы.

Анна Ляшко, начальник службы сохранения и изучения памятников культурного наследия ГМЗ «Петергоф», напомнила историю брюлловского «Итальянского альбома». Это 32 листа — рисунки карандашом и акварели, подаренные в 1832 году уже знаменитым тогда русским художником графине Стефании Витгенштейн, высоко ценившей его талант. Художник работал с «простой натуры» — изображения монахов, крестьянок, разбойников создавались во время путешествия Брюллова по Италии. Иногда — это беглый набросок, чаще — законченное графическое произведение. Долгое время альбом хранился у потомков владелицы, а сравнительно недавно был приобретен в московское корпоративное собрание. В 2012 году рисунки и акварели были показаны на выставке в Русском музее, специалисты которого подтвердили авторство Брюллова.

Нынешняя выставка в Петергофе напоминает о непростых взаимоотношениях, которые сложились между Брюлловым и владельцами Петергофа. Летом 1837 года Николай I пригласил художника для создания портрета царской семьи. Брюллов сделал несколько эскизов, но портрет остался неосуществленным. Сохранились воспоминания Брюллова: «Вчера я сидел в Монплезире, это было поздно вечером. А каков был вечер! Он помирил меня с летом моего северного отечества… Это море, звезды, светлое небо и полная луна… и к этому как было тепло! Рай, просто рай!».

Выставка работает по 25 октяб­ря. Вход в Большую оранжерею по билету в Нижний парк ГМЗ «Петергоф».


#Петергоф #Брюллов #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7493) от 04.09.2023 под заголовком «Карл Павлович снова в Петергофе».


Комментарии