Пианист Вадим Холоденко открыл новый сезон в Доме радио

Пианист Вадим Холоденко (на снимке) открыл новый сезон в Культурном центре в Доме радио, исполнив вариации Бетховена и впервые в Петербурге – Тридцать шесть вариаций Фредерика Ржевского на тему песни Серхио Ортеги «Когда мы едины, мы непобедимы». Программа продемонстрировала возможности нового рояля.

Пианист Вадим Холоденко открыл новый сезон в Доме радио | ФОТО предоставлено пресс-службой MusicAeterna

ФОТО предоставлено пресс-службой MusicAeterna

Петербургская вотчина маэстро Теодора Курентзиса с момента своего открытия в Доме радио неуклонно держит курс на все нетривиальное, приучая публику обходиться без стереотипов в восприятии музыки и творчески мыслить. Еще важнее, что здесь всеми силами восполняют нехватку репертуара современной, да и старинной музыки, которой недостает в Филармонии и в Концертном зале Мариинского театра. Стратегиям Дома радио нередко вторит и Новая сцена Александринского театра, щедро распахивая свои двери для перформансов, ультрановых движений в искусстве музыки, танца и театра. Таким стал, к примеру, проводившийся там фестиваль «Акусмониум».

Византийский полумрак Дома радио, при котором там совершаются разного рода звуковые и беззвучные ритуалы, с каждым годом все чаще привечает перформативность. Так было в минувшем сезоне, когда греческий композитор Андеас Мустукис, ученик Бориса Тищенко, устроил дионисийскую акцию Resurgence под собственную и не только музыку. Это английское слово можно перевести и как «восстановление», и как «выход на поверхность», а происходившее как раз и выводило из небытия на поверхность галереи Дома радио абстрактное рукотворное полотно, которое Мустукис в свободном льняном облачении «вымалевывал» на глазах у терпеливой публики своими руками.

Словом, в этом доме любят выстраивать темные коридоры для встреч прошлого с настоящим, чертить слушательские маршруты для связи времен. Здесь никогда не услышишь громких речей даже в перерывах: в царящем полумраке все переговариваются полушепотом. Ладаном пахло на лестницах и в тот раз, когда в программе значились авторы XIX и ХХ веков – Бетховен и Ржевский. Двенадцать вариаций на тему русского танца из балета «Лесная девушка» Бетховена сразу дали понять возможности нового рояля «Фациоли». Младенец в сравнении со «Стейнвеем»,

«Бёзендорфером» и остальными стариками, «Фациоли», родившийся в 1980-х, быстро показал свой боевой характер сильного конкурента. Особенностью «Фациоли» является четвертая педаль – изобретение создателей этого инструмента, «сокращающее ход молоточка, уменьшая громкость звука без изменения его тембра».

Вариации «Лесной девушки» прозвучали очень театрально, по-балетному, меняя героине все новые и новые романтические звуковые интерьеры и освещение, как стеклышки калейдоскопа. Мягкое туше Холоденко в соединении с особенностями клавиш «Фациоли» удваивало мягкость, рождая в воображении слушателя и нежные движения рук, и пушкинское «и быстрой ножкой ножку бьет».

Фамилию Фредерика Ржевского в России принято писать так же, как у поручика из пошлых анекдотов. Между тем, учитывая его польские корни, написание Rzewski не может произноситься иначе как Жевски. Это имя было известно до последнего времени лишь узкому кругу знатоков, но о нем заговорили вновь благодаря сольному альбому пианиста Игоря Левита, включившего в него эти самые Тридцать шесть вариаций на тему песни Серхио Ортеги. Пианист поставил это сочинение в ряд с «Диабелли-вариациями» Бетховена и «Гольдберг-вариациями» Баха. Сегодня песню можно без труда найти на канале YouTube, где ее поют тысячи чилийских демонстрантов. Она была сочинена Ортегой в 1972 году и обрела популярность в период Сальвадора Альенде, став своего рода гимном левого движения.

Кажется, что эту песню сочинил Гендель ХХ века. В тридцати шести вариациях возникали и терпкий авангард, и джаз с блюзом, и попса, и простота, и сложность... Вариации не собирались скрывать и далекого родства с Симфоническими этюдами Шумана. Музыка вариаций Ржевского и примиряла, и раздражала, доводя до белого каления и пульсации в висках. В ней непостижимым образом сиюминутное отражалось в вечном. Движение по замкнутому кругу, так напомнившее наш период затяжной изоляции, было затеяно композитором исключительно ради того, чтобы, разогнавшись, выпорхнуть наконец из земного плена куда-то далеко и высоко. В двух вариациях предполагался даже мелодичный свист пианиста, который с беспечной тихой радостью демонстрировал Вадим Холоденко, уподобляясь дивной птичке божьей. В качестве остроумного биса музыкант выбрал неизвестную пьесу Курбатова «Три последние минуты», отчетливо просигнализировав публике, что концерт завершается.

#музыка #пианист #Дом радио #сезон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7006) от 09.09.2021 под заголовком «Вариации на важную тему».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?