Марина Мещерякова: «Сегодня импресарио нет»

Сопрано с мировым именем Марина Мещерякова известна широкому российскому зрителю по телешоу «Большая опера», где принимала участие в жюри. В этом году певица впервые стала членом жюри конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой. Марина МЕЩЕРЯКОВА рассказала музыковеду Владимиру ДУДИНУ о том, что при всех соблазнах головокружительной карьеры не стоит забывать, что жизнь прекрасна сама по себе.

Марина Мещерякова: «Сегодня импресарио нет» | ФОТО Анатолия МЕДВЕДЯ/предоставлено пресс-службой конкурса певцов им. Е. Образцовой

ФОТО Анатолия МЕДВЕДЯ/предоставлено пресс-службой конкурса певцов им. Е. Образцовой

Современная оперная молодежь многим отличается от вашего поколения?

– Молодых певцов, выходящих на сцену, я всегда воспринимаю своими коллегами. Я пришла в Большой театр в 1991 году и думала, что это потолок мечтаний. Что может быть лучше этого города-государства? Однако мир оказался огромным. Если ты хочешь быть не только в рамках одного театра, работать с артистами не только своего круга, а хочешь поразить этот мир, нужно знать, что для этого нужно сделать. Процесс становления певца – вечный. Нашей профессии все время учишься. С возрастом голос крепнет, становится более зрелым, возникают новые проблемы. Я часто повторяю, что в фокусе вашего голоса – ваша ДНК. Всегда надо искать красоту голоса, мощь сама к нему придет. А все почему-то сразу стремятся «завалить» первые десять рядов, чтобы люстры качались и все бы были счастливы от огромного, жирного звука. Меня это никогда не привлекало. Я считала, что надо петь красиво.

Неоднократно приходилось слышать от певцов о том, что они никогда не смогут адекватно услышать свой голос на все 100%.

– Если даже это и так, то сегодня все же существует возможность получить качественную запись. Ситуация очень изменилась по сравнению с той, какая была в XIX веке. К тому же певец все равно поет не один, а либо с инструментом, либо с оркестром, всегда пристраивается к кому-то, ищет звуковой баланс. Всегда надо учиться слушать и контролировать себя. Очень важно контролировать свои эмоции, голос, чувства, настроение. Дураки не делают карьеру, попоют очень короткий период, погудят и уходят.

Удивляет иногда и то, как певицы реагируют на комплимент о «большом голосе»: делают большие глаза и отнюдь не разделяют с тобой твои восторги. А ведь обладать большим голосом – большая привилегия, дар.

– Мне тоже не нравилось, когда я слышала подобное в свой адрес, я считала, что делаю что-то не то. Если бы мне сказали, какой у меня красивый голос, это было бы большим комплиментом. А «большой голос» – думаешь, «блин, что же я тут напела». Я всегда говорю своим студентам, что 80% голоса находится в вас и только 20 выходит наружу. С этим вы ничего не поделаете – это физика. У певца должно вырабатываться ощущение внутреннего Я. Главное – быть самодостаточным и петь то, что ты хочешь. Я всю жизнь могла себе позволить петь то, что хочу, за что благодарна судьбе.

Большой голос нередко живет в большом теле. Некоторые вполне успешные певицы делились со мной соображениями о том, что масса тела им крайне необходима, «чтобы не отбрасывало» при отдаче мощного звука. Или это миф?

– Я считаю, что это, конечно, отговорка. Надо форму держать. Да, с возрастом мы поправляемся, голос становится более крепким. Но если вы поете юную Лючию ди Ламмермур, то вряд ли выйдете на сцену тумбочкой. Я знала очень многих певиц, которых снимали с контрактов, потому что они не могли пробежать либо выполнить еще какую-то просьбу режиссера. Сейчас быть полной неприемлемо, это путь в никуда. И дело не только в несоответствии образу, но и в голосе тоже. При лишней массе певец начинает «поддавать», чтобы показать голос. Пение – это система координации внутреннего и внешнего звучания. Хотите конкурировать – держите себя в форме.

Как меняется картина оперной индустрии, где активными игроками являются предприимчивые, не всегда грамотные агенты с самыми разными вкусами?

– Агенты ничего не решают, скажу честно. Какой бы у них ни был вкус, они будут торговать певцами до тех пор, пока театры будут их брать. Театры решают все, а агенты могут только предлагать. Даже если ему не нравится какой-то певец, который вдруг «выстреливает» где-то и везде поет, все эти менеджеры встанут к нему в очередь, я вас уверяю. Они же зарабатывают деньги, не вкладывая в вас ничего. У нас любят произносить красивое слово «импресарио», но они закончились во времена Муссолини. Сегодня импресарио нет. Никто не будет вкладывать в вас деньги, растить вас с горшка, платить за ваше образование, обучение, содержать вас, а потом получать дивиденды. Этим занимались настоящие импресарио. Сейчас другие времена. Люди сами все делают, сами становятся на ноги, зарабатывают.

В массовом сознании жизнь оперной певицы, к примеру, такой, как Анна Нетребко, рисуется усеянной светскими раутами, церемониями награждений, красными дорожками... Мало кто подозревает, какой за этим стоит огромный труд.

– Я с огромным уважением отношусь к Ане, считаю ее великой певицей. Она сумела так выстроить карьеру, чтобы удержать топовые театры, это дорогого стоит. А жизнь на все дается одна. Это со стороны кажется, что дивы выходят на сцену и только и знают что блещут, купаются в аплодисментах. А потом, когда слушатели идут домой в семьи, певица иногда – в пустую съемную квартиру или отель, а ее близкие находятся через океан, например.

Я в 46 лет родила второго ребенка, сына (первая – дочь). У меня было много контрактов, подписанных на несколько лет вперед. Когда в глубоком возрасте становишься мамой второй раз, понимаешь, что жизнь – это прекрасно. Не смогла я оставить своего малыша ради сцены, даже поехать с той же няней. У своей дочки я не видела ни первых шагов, ни первого слова не слышала. Я работала, работала и работала. И поняла, что есть другая жизнь, которая за твоей спиной – твой тыл. В расцвете певческой карьеры я отменила все, сказала, что петь больше не буду, остановила себя. Было сложно, мои агенты схватились за голову. А я перестала чувствовать себя способной куда-то бежать по десятому разу – в «Мет», «Ла Скала», «Ковент-Гарден»... Мне тогда Дима Хворостовский, с которым я дружила, сказал: «Как ты можешь не петь?! Ты должна петь!». Я ответила, что к этому пришла осознанно, что жизнь сама по себе прекрасна, есть масса всего другого, в чем можно себя реализовать. Наступил момент понимания, что я могу делать что-то другое. Я открыла свою компанию, привозила в Вену многих артистов, в том числе драматических – и Маковецкого, и Юрского с последней гастролью, Светлану Крючкову, Костолевского, театр Виктюка, «Геликон-оперу», сделала концерт в Музикферайне вместе с фондом Образцовой.

Я даю мастер-классы, сижу в жюри на конкурсах, ко мне многие приходят с вокальными проблемами, и я знаю, что могу помочь, поскольку прошла все пути – от нуля, когда без вокального образования пришла в консерваторию, и до всех топовых театров мира. Мне неважно, насколько человек талантлив в смысле вокального материала, но если у него есть амбиции и желание научиться даже с менее интересным голосом, он добьется огромных успехов.

То есть ваша карьера получилась непродолжительной?

– В Большом театре я проработала пятнадцать лет, а пела около двадцати. Можно было бы и больше. Я преклоняюсь перед певицами, которые до старости поют. Они видят, слышат себя в этих партиях, я бы так не смогла, скажу честно.

Глядя на вас, видишь женщину спокойную, уверенную...

– Мне кажется, все должны быть такими. Человек должен быть счастлив. Меня и мама всегда воспитывала в позитиве forever. Счастье заключается в самодостаточности – это самое ценное в человеке. Если он не самодостаточен, он все время куда-то бежит. Я в жизни много чего успела сделать, спела столько, что дай бог каждому в театрах не по одному разу. Для меня счастье – в комплексе всего. Мне важно понимать, что я нахожусь в правильном месте.


#опера #конкурс #жюри #певцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7006) от 09.09.2021 под заголовком «Сегодня импресарио нет».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?