Певцы Людмилы и Руслана. В Мариинском театре выступили лауреаты Конкурса вокалистов имени Глинки
В Концертном зале Мариинского театра выступили лауреаты XXVII Международного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки во главе с председателем его жюри Альбиной Шагимуратовой. За пультом по такому важному случаю был Валерий Гергиев.

ФОТО A J. on Unsplash
Один из главных конкурсов страны с момента его основания был связан с именем меццо-сопрано Ирины Архиповой, дававшей путевки в жизнь молодым коллегам. На какое‑то время конкурс сходил с дистанции в силу ряда причин, пока в 2019‑м его не вернули к жизни, проведя в двадцать шестой раз в Казани. Тогда его и возглавила Альбина Шагимуратова, лирико-колоратурное сопрано мировой славы. До 2014 года этот конкурс проводился раз в два года, но к прежнему темпу пока не вернулся.
Двадцать седьмой конкурс прошел в московском зале «Зарядье», где собиралось представительное международное жюри, куда вошли Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Эйюб Кулиев, директор Большого театра Белоруссии Екатерина Дулова, сербский баритон Желько Лучич. Борьба на конкурсе (программа которого по уровню сложности в немалой степени напоминает программу конкурса Чайковского, но с акцентом на музыке Глинки) развернулась нешуточная, учитывая задачу организаторов вернуть смотру былой престиж. Страсти, особенно на стороне болельщиков, бушевали немалые. Обладатели первых премий этого состязания и предстали в Концертном зале Мариинского театра.
Ничего лучше увертюры к «Руслану и Людмиле» для открытия концерта выбрать было нельзя, ибо в ней Михаил Иванович оставил ключи от русской музыки как минимум на столетие вперед. Вслед за этим вышел бас Мирослав Молчанов с арией Мельника из «Русалки» Даргомыжского. Лауреат IV премии, 33‑летний бас оправдал в глазах слушателей решение жюри, исполнив колоритную арию самодовольного пушкинского Мельника. В ней он показал красивый и сильный голос, гулкий, могучий и стройный бас, голос-мечту для любого театра, проявив и вокальное мастерство, и азартный артистизм. 23‑летний минчанин Иосиф Никитенко в предсмертной арии Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского много думал о ровности звуковедения, стройности мелодической линии, силясь сохранять связь с художественной составляющей. Местами было сложно понять, играл ли молодой певец в «трагического тенора эпохи», осознающего, что до конца жизни его героя всего несколько часов, или переживал о состоянии верхних нот. Однако свою порцию оваций он получил: слишком любим народом этот шедевр.
Сопрано Екатерина Савинкова, обладательница III премии, представила героиню оперы «Жизнь за царя» Глинки — Антониду, дочь Сусанина, в ее каватине и рондо. За годы работы в Мариинском театре ощутимо окреп ее голос, обретший лоск, округлость, полнозвучность, обаяние. Но как же сильно певице не хватало свободы там, где сама музыка требовала этого, чтобы показать раздолье, воздух и небо русского поля в бесконечных распевах, роскошных секстах и октавах. И этот парадокс — наличие красивого голоса и неплохой техники и внутренняя зажатость — очень мешал верить созданному ею образу. Ее Антонида казалась птичкой в клетке.
Нехватку свободы с лихвой восполнил следующий солист — Иван Бородулин, лауреат тоже III премии, представивший редкое в России амплуа контратенора в арии Вани из той же оперы. В исполнительской традиции со времен премьеры — поручать ее меццо-сопрано или контральто, для кого Михаил Иванович и написал партию Вани, первой исполнительницей которой была Анна Воробьева-Петрова (ее покосившийся, словно бесхозный, памятник на могиле можно увидеть сегодня на Смоленском кладбище). Голос Ивана в партии тезки без труда заполнял зал, подчас даже чересчур, благо чудодейственная акустика позволяет петь без напряжения, зато не возникало сомнений, что перед нами — настоящий пылкий юноша, выполняющий миссию по спасению посада.
Ария и каватина Эльвиры из «Пуритан» Беллини прозвучала с не совсем ясными намерениями у Екатерины Бегунович, получившей II премию. Возможно, певица слегка переборщила с образом потерянной героини, стремлением передать ее утонченность до хрупкой истонченности. Возможно, сказалась острая нехватка репетиций с оркестром, а потому бельканто ушло в тень. Бас Константин Федотов, разделивший с Екатериной II премию, удивил куда‑то исчезнувшей силой и объемом голоса, который был знаком, в том числе и по конкурсу Чайковского. Его зычный бас уменьшился едва ли не до баритона, а ведь солист исполнял ни много ни мало арию хана Кончака из «Князя Игоря» Бородина, где ухо привыкло слышать нечто более солидное.
Зал слушал, затаив дыхание, выступление лауреата I премии Отабека Назирова в виртуозной арии Собинина из «Жизни за царя» Глинки. Тенор из Узбекистана с ярким тембром и природной техникой подкупал лихими верхними нотами, колоратурными скоростями, искренностью и свободой интерпретации. Но и в русской арии, и в каватине Тонио из «Дочери полка» Доницетти чувствовалась недоработка стиля, недошлифованность фраз. Здесь Валерия Гергиева неожиданно, во всяком случае без указаний в программке, сменил за пультом его младший коллега из Минска Андрей Иванов. Разделившая с Отабеком I премию меццо-сопрано Екатерина Лукаш явила свой взгляд на частушки Варвары, выстроив свою эмоциональную и интонационную драматургию, показавшуюся более чем убедительной.
К моменту выхода на сцену Альбины Шагимуратовой Валерий Гергиев вернулся за пульт, продирижировав каватину Маргариты Валуа из «Гугенотов» Мейербера. Исключительно «ахи», «охи» и замирания слушательских сердец сопровождали кружевное звукоплетение Альбины, передававшей блеск королевской красоты, светотень мажора-минора, отражавшую райские сады, уподобляя и саму героиню диковинной птице.
Блистательным завершением концерта стал дуэт Нормы и Адальджизы из «Нормы» Беллини, где Альбина Шагимуратова сумела спеть и сыграть высокую дружбу и партнерскую поддержку Екатерины Лукаш, несколько оробевшей, зато идеально гармонирующей тембром со своей звездной подругой. Явление Альбины в этом концерте было важно для того, чтобы показать начинающим большие карьеры певцам, что сцена требует не только полной самоотдачи, но прежде всего любви — и к своим персонажам, и к публике.
Читайте также:
В Мариинском-2 состоялась премьера оперы Верди в постановке Джанкарло дель Монако
Начался финальный этап проекта петербургской Филармонии «Военная летопись»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7870) от 19.03.2025 под заголовком «Певцы Людмилы и Руслана».
Комментарии