Петербуржцы смогут увидеть архитектурный декор и техническое оборудование Эрмитажа

Эрмитаж представил в своем центре «Старая Деревня» открытое хранение архитектурного декора и технического оборудования. Никогда прежде посетители музея не видели вблизи первоначальные скульптуры, украшавшие фасады здания Нового Эрмитажа, и двери с живописными медальонами, снятые из залов Старого Эрмитажа почти 100 лет назад. А еще теперь можно попробовать разгадать тайну мраморной головы Александра III.

Петербуржцы смогут увидеть архитектурный декор и техническое оборудование Эрмитажа | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Создание архитектурной коллекции Эрмитажа началось около 40 лет назад по инициативе Валерия Лукина, многолетнего главного архитектора музея. Здания, входящие сейчас в состав музейного комплекса на Дворцовой набережной, неоднократно перестраивались. До 1917 года — под нужды императоров, после революции — для музея.

Михаил Пиотровский говорил на вернисаже о том, что архитектурная история Эрмитажа увлекательна и поучительна. «Она напоминает, что Эрмитаж — энциклопедия архитектурных стилей. Все периоды жизни его зданий оставили свои следы. Часть из них теперь любовно собрана в специальной экспозиции. Для нашего музея архитектура — часть его образа. Открытое хранение — это наше изобретение, создающее новый музейный язык», — подчеркнул директор Эрмитажа.

Валентин Павлов и Сергей Маценков, сотрудники Архитектурной службы Эрмитажа, показали самое интересное. Главные герои — цинковые статуи, изображающие художников и скульпторов всех времен и народов. Они находились на фасадах Нового Эрмитажа. В середине XIX века, когда скульптуры создавали, податливый цинк был в большой моде. Но в петербургском климате скульптуры стали разрушаться. Несколько лет назад все 28 произведений заменили на бронзовые копии, а оригиналы перевезли в «Старую Деревню». Шесть скульптур были установлены в главном вестибюле комплекса, остальные можно увидеть только теперь.

Двуглавый орел из терракоты до революции жил на крыше Нового Эрмитажа. Он был собран из осколков Майей Лебель, реставратором музея, и послужил моделью для воссоздания орлов, ныне стерегущих здание.

Большая железная корона с необычными стеклянными вставками служила навершием одного из двух столбов, на которые крепились ворота сада Зимнего дворца. Они хорошо видны на старых фотографиях. Фрагменты ограды сада сейчас украшают сад 9‑го Января.

В новой экспозиции сорок дверей из залов Старого Эрмитажа. Они были сняты в 1930‑х годах во время переделки жилых помещений для музея.

Среди них — дверь из комнат Николая, старшего сына Александра II, созданная в 1850‑е годы и украшенная овальными вставками с пасторалями в духе картин Франсуа Буше.

Две фигурки ангелов из папье-маше находились в Малой церкви Зимнего дворца. В начале 1930‑х годов религиозный декор был разобран. Ангелы чудом сохранились, но состояние не позволило им вернуться на историческое место при реставрации церкви. Их заменили точными копиями. К раритетам относится и украшение с вензелем Екатерины II. Это часть оформления трона или тронного места императрицы.

Мраморную голову Александра III нашли во время археологических исследований сада Большого двора Зимнего дворца. Она напоминает известный скульптурный портрет работы Марка Антокольского, который хранится в Русском музее. Но атрибуция еще впереди. В ходе тех же работ была найдена мраморная доска, на которой указана дата закладки этого сада — 4 августа 1885 года. Еще одно послание времен Александра III.

В числе других раритетов фрагменты железной стропильной системы 1836 – 1838 годов с клеймами демидовского завода в Нижнем Тагиле и эллиптическая балка, прообраз «двутавра» — изобретение Матвея Кларка, управляющего Александровским чугунолитейным заводом. К таким балкам крепился потолок третьего этажа Зимнего дворца. Под них укладывался натуральный войлок. Орнамент «выдает» его прежнее использование как утеплителя юрты.

На десерт музейщики демонстрируют два предмета, которые разделяют полтора века. Наборный пол, созданный по рисунку Карла Росси, украшал кабинет Егора Канкрина, министра финансов Российской империи. Люстра из Нового Эрмитажа сделана в 1948 году по эскизу Александра Сивкова, тогдашнего главного архитектора музея.

#Эрмитаж #музей #скульптуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (7220) от 28.07.2022 под заголовком «Тайна царской головы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?