Петербурженка из эпохи Ренессанса. Ушла из жизни Татьяна Кустодиева
Эрмитаж понес тяжелую потерю – 12 марта умерла Татьяна Кирилловна Кустодиева. Она отдала музею более шестидесяти лет, была ведущим специалистом по итальянской живописи эпохи Ренессанса, хранителем полотен Леонардо да Винчи и непререкаемым авторитетом среди специалистов по его творчеству во всем мире.
ФОТО pixabay
«Сфера ее научных интересов охватывала не только наследие знаменитого винчианца, его последователей и учеников – она увлеченно занималась творчеством Рафаэля, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Гарофало, Бронзино», – пишут в некрологе на эрмитажном сайте.
Казалось, Татьяна Кустодиева жила в двух эпохах, двух мирах – в России XX – XXI столетий и в Италии эпохи Ренессанса. Сколько выставок было сделано за шесть десятков лет работы в музее, наверное, сложно сосчитать. Упомяну лишь одну из последних ее работ – выставку Пьеро делла Франческа «Монарх живописи», открывшуюся в Пикетном зале в начале декабря 2018 года – ко дню рождения музея. Михаил Пиотровский назвал ее «выставкой столетия». Так получилось, что в российских музеях нет работ этого мастера. И в том, что мы их увидели, огромная заслуга не только Эрмитажа и Ассоциации итальянских друзей музея, но и лично Татьяны Кустодиевой. Ценой серьезной кропотливой работы удалось привезти в Петербург картины, фрагменты фресок, рукописи Пьеро делла Франческа из разных музеев Италии, включая Сан- Сеполькро – городок, где родился художник. А также из Лондона, Парижа, Лиссабона и Мадрида.
Но не только итальянским живописцам эпохи Ренессанса она служила. Но и памяти своего деда – русского художника Бориса Кустодиева. И отца – Кирилла Кустодиева, который тоже был художником, окончил ВХУТЕИН, работал в ленинградских театрах. Татьяна Кирилловна была другом Астраханской картинной галереи и ее филиала – Дома-музея Бориса Кустодиева. Она передала в астраханский музей несколько десятков произведений живописи и графики.
В траурном сообщении, опубликованном на сайте Эрмитажа, есть слова, которые немного выбиваются из официального тона: «Яркая и красивая женщина с сильным характером». Это ведь тоже важно, когда вспоминаешь о человеке. Татьяна Кирилловна была не только красивой, но и очень элегантной, умела одеваться, подбирать украшения. На всех вернисажах она привлекала внимание своим утонченным обликом.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (6881) от 15.03.2021 под заголовком «Петербурженка из эпохи Ренессанса».
Комментарии