Петербургский МолОт-ансамбль выступил в Филармонии
В Большом зале Филармонии впервые с сольной программой выступил петербургский МолОт-ансамбль — коллектив, вот уже десять лет исполняющий музыку ХХ — ХХI веков.

ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0
«Ничего особенного тут нет. Новая музыка всегда звучала в Филармонии, — сказал композитор Анатолий Королев на встрече со зрителями, прошедшей накануне концерта. — Так должно быть». С ним согласились и его коллега Настасья Хрущева, и руководитель МолОт-ансамбля Артур Зобнин.

Действительно, в афише Филармонии имена современных композиторов встречаются. В этом сезоне уже состоялись петербургские премьеры Симфонии № 4 Филипа Гласса Heroes и Концерта № 3 для скрипки с оркестром «Диалог: Я и Ты» Софии Губайдулиной. 28 февраля в Большом зале впервые должно быть исполнено сочинение Анатолия Королева Verification, а на 29 марта запланирована программа «Русская музыка 2.0», объединившая произведения современных русских композиторов — лауреатов одноименного проекта (он стартовал в 2020 году, его цель — «развитие и обновление традиций отечественной композиторской школы»).
Одновременно петербургская Филармония проводит и просветительскую работу — рассказывает о новой музыке, расширяет аудиторию. Вот и на встрече с Анатолием Королевым, Настасьей Хрущевой и Артуром Зобниным, организованной в преддверии концерта МолОт-ансамбля, говорили о многом. Прежде всего — о музыкальном минимализме (ибо произведения именно этого направления вошли в программу выступления ансамбля). И о том, что современная музыка в классических залах — явление более чем органичное. «Музыка минимализма напрямую наследует барочной музыке, у них во многом схожие способы воздействия, — считает композитор Настасья Хрущева. — И в этом смысле она продолжает традицию, идеально вписывается в эти залы… Мне кажется правильным сочетать в программах новую и старую музыку».
Поговорив о современной музыке, сочинители сошлись на том, что объяснения, истолкования и вступительные слова — вещь опасная, способная принести как пользу, так и вред.
«С одной стороны, у нас есть своя петербургская традиция слова перед концертом, — говорит Хрущева. — С другой стороны, на мой взгляд, сейчас происходит инфляция этих слов как в музыке, так и вообще в искусстве… Взаимоотношения слова с музыкой — очень сложный процесс. И чаще всего он понимается банальным образом, музыка пытается проиллюстрировать слово, тогда как в идеале слово должно вступать с ней в какое‑то отдельное взаимодействие, наподобие химического».
Как такое взаимодействие создать? Очевидно, что речь идет не о том, что слушателю нужно что‑то разъяснить, предложить готовую концепцию. Скорее, о слове поэтическом, образном, равноценном музыке по силе воздействия. Или о живом разговоре, подобном тому, который случился накануне концерта МолОт-ансамбля.
Измерить результат таких встреч в цифрах или количестве купленных билетов сложно. Но очевидно, что общение с композиторами сокращает дистанцию между академической музыкой и публикой. Как рассказывают в отделе по связям с общественностью Филармонии, после беседы с Королевым, Хрущевой и Зобниным в социальных сетях появились публикации о ней. А 5 февраля в Большой зал пришли больше 900 человек, что для концерта современной музыки — один из лучших результатов за последние годы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7354) от 10.02.2023 под заголовком «Новая музыка в Филармонии».
Материалы рубрики
В Петербурге пройдет фестиваль «Музыкальный Олимп»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии