Петербургские музеи и библиотеки примут участие в фестивале «Детские дни-2023»

Тридцать петербургских музеев и четыре библиотеки примут участие в весеннем фестивале «Детские дни-2023», который пройдет с 24 марта по 2 апреля во время школьных каникул. Фестиваль проводится с 2005 года при поддержке городского комитета по культуре. Главная задача остается неизменной — создать дружелюбную атмосферу, новые возможности для творческого семейного общения на самых разных площадках и за их пределами на улицах нашего города.

Петербургские музеи и библиотеки примут участие в фестивале «Детские дни-2023» | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Организаторы фестиваля постарались учесть самые разные интересы детей и их родителей. Среди участников — Российский этнографический музей и Музей-квартира Михаила Зощенко, Центральный музей железнодорожного транспорта РФ и Музей художест­венного стекла, а также детские библиотеки, расположенные в Адмиралтейском, Приморском, Пушкинском и Центральном районах.

Как рассказала Юлия Мацкевич, исполнительный директор фестиваля, в этом году к «Детским дням» впервые присоединились Музей петербургского авангарда, Музей христианской культуры и две биб­лиотеки — «Компас» в Приморском районе и «ЛИСТ» в Шушарах.

Прежде чем сообщить о некоторых событиях фестиваля, важно рассказать о его структуре. «Детские дни-2023» состоят из двух больших блоков. Первый — серия игр-путешествий «Городская коллекция» по экспозициям десяти музеев — проводится под девизом «12345 — я иду искать». Предусмот­рены походы для трех возрастных категорий — 5 – 8 лет, 7 – 10‑лет и 9 – 12 лет.

Пандемия закончилась, наконец‑то снова появилась возможность отпечатать маршрутные лис­ты, которые дети бесплатно получат, входя в музей. В них содержатся задания по восьми — десяти экспонатам и место для вписывания ответов на поставленные вопросы. Также маршрутные листы предлагают детям и взрослым исследовать город, продолжить сбор своей коллекции за стенами музея. Например, увидев скульптуры львиных голов на куполе над парадной лестницей Музея Фаберже, поискать их «родственников» на Адмиралтейской набережной.

Посещение маршрута возможно в любое время в часы работы музея по обычному билету. Организаторы не ожидают очередей, несмотря на каникулы, но рекомендуют приобретать билеты заранее на сайтах музеев.

Второй блок, который назван «Невыразимое», — совершенно новый. В нем возрастной диапазон шире — от 5 до 16 лет и участников больше — 20 музеев и 4 библиотеки. Что скрывается за экспонатами, за интерьерами музейных залов, за книгами, что дети могут вообразить, опираясь на свою фантазию?

На эти вопросы дети и взрослые могут поискать ответы в ходе интерактивных экскурсий. Их посещение возможно только по сеансам. Их расписание, как и вся информация о фестивале, размещено на его официальном сайте — www.museum12345.ru.

Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», Юлия Мацкевич отметила, что организаторы фестиваля рассчитывают: за десять дней его посетят 20 тысяч взрослых и детей. Решено не вводить единый билет, дающий скидки. «Не хотелось бы, чтобы родители, стремясь «отработать» заплаченные за билет деньги, тащили ребенка, изнемогающего от усталости, в два-три музея в день. Единый билет это провоцирует», — полагает исполнительный директор.

Посетителю любой программы в любом музее выдается специальная почетная грамота. Лицевая сторона называется «Диплом». На ней дети могут отметить пройденные маршруты.

Впервые на оборотной стороне грамоты отпечатан «Диплом родителя». Он награждается за время, которое было уделено совместному с ребенком путешествию по музеям. Там же находится «Дневник родителя» с заданиями. Например, после посещения Музея истории денег рассчитать ежедневную сумму, выдаваемую на расходы ребенку с учетом реального изменения цен. А после похода в Музей хлеба — правильно нарисовать пышку. Внизу под заданием напечатана «Инструкция для детей»: вы привели своего взрослого в музей, помогите ему здесь освоиться. Среди восьми пунктов, например, такие — «Хвалите его за правильные ответы. Если взрослый устал выполнять задание, пообещайте ему мороженое. Иногда это помогает. В конце путешествия спросите, понравилось ли ему в музее и хочет ли он бывать здесь чаще. Если ответит, что не хочет, скажите, что вам жаль, но все равно придется».

«Наши лучшие учителя — это дети. Петербург позволил детям научить взрослых, как ходить в музеи. Дети учат сотрудников музеев работать по‑новому», — считает Юлия Купина, директор Российского этнографического музея.

Она рассказала, что во время фестиваля гостям предложат услышать музей, послушать, какими звуками наполнены его экспозиции.

Музей предлагает детям исследовать весь оркестр традиционной культуры. Ведь все вещи в культуре звучат — музыкальные и трудовые инструменты, ритуалы, одежда и украшения. Детям предлагают исследовать всю палитру звуков, которые издает народная культура. Программы составлены таким образом, чтобы ребенок исследовал не только то, что вокруг, но и что внутри него. «Диалог внешнего и внутреннего, который предлагают наши ­программы, интересен и для родителей, и для детей, и для музейных специалистов», — подчеркнула Купина.

Любовь Мусиенко, директор Музея истории религии, рассказала, что для фестиваля подготовлена программа «Музыкальная машина времени». Дети и взрослые узнают, как звучали самые древние из ныне известных музыкальных инструментов — лопатки мамонта. Как африканские племена при помощи барабана передавали друг другу известия, рассказывали истории. Как сибирский шаман с помощью бубна общался с духами. Детям будет предложено нарисовать, как они представляют духа-помощника в наше время. И далее в залах, посвященных разным религиям, последует рассказ о традиционных музыкальных инструментах, которые сопровождали ритуалы.

По словам Ирины Ярославцевой, заместителя директора по развитию Музея театрального и музыкального искусства, тема «Невыразимое» заставила сотрудников серьезно напрячься. В итоге филиал Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова подготовил путешествие, во время которого посетители узнают, зачем композитор всегда носил с собой маленькие нотные книжечки, на каких нотах жужжат шмель и комар, что такое «скерцо» и «престо» и как один из этих музыкальных терминов стал кличкой собаки. Детей научат также слушать звуки своего города и дома.

В другом филиале — Музее музыки в Шереметевском дворце — посетителям, чтобы они расслышали музыку, предложат прислушаться к себе. Что разбудили в вас звуки скрипки, арфы барочного оркестра, стеклянной гармоники? Музей-квартира актеров Самойловых пригласит в «Королевство актерских зеркал», чтобы поговорить об этом важном атрибуте любого артиста.

Светлана Королева, директор центральной городской детской библиотеки имени А. С. Пушкина, рассказала, что библиотеки, не обладающие музейными экспонатами, постарались придумать неожиданные программы. В биб­лиотеке им. М. Ю. Лермонтова состоятся три встречи с ученым, художником и музыковедом «Слышу. Вижу. Ощущаю». Библиотека «Компас» подготовила программу «(Не) Буквально», чтобы вместе с детьми поискать ответ на вопрос, как изобразить грусть, любопытство, скуку, надежду… ­Библиотека «ЛИСТ» придумала интерактивную программу «Магия маяков». О маяках как сооружениях, о маяках — людях, книгах, мечтах. Детская библиотека истории и культуры Петербурга подготовила для подростков занятие «Антитренинг «Некоторые люди хорошо плюются». Это история про мальчика с последней парты, его эмоциях и придумывании для них зримых образов. В финале дети создадут арт-объект «из эмоций».


#фестиваль #музей #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (7381) от 24.03.2023 под заголовком «Дети покажут музеи родителям».


Комментарии