Петербург сделал его поэтом. Со дня рождения Георгия Адамовича — 130 лет

19 апреля 1892 года родился Георгий Адамович. Поэт, литературный критик, журналист. Дитя Серебряного века, большая часть жизни которого прошла во времена железные.

Петербург сделал его поэтом. Со дня рождения Георгия Адамовича — 130 лет | ФОТО: Public Domain

ФОТО: Public Domain

Петербург сделал его поэтом. Еще будучи студентом Университета, где учился на историко-филологическом факультете, Адамович сблизился с акмеистами. В 1916 году вышел его первый поэтический сборник «Облака». Гумилев, который был тогда кумиром Адамовича, отозвался о нем суховато, но, в общем, благосклонно: «Хорошая школа и проверенный вкус». А еще уловил в его стихах своим чутким поэтическим слухом некий «звук дребезжащей струны». Второй сборник Адамовича «Чистилище», вышедший в 1922 году, открывался посвящением Гумилеву, которого тогда уже не было в живых.

Помыкавшись в стране, в которой полыхала Гражданская война, опасаясь стать очередной жертвой красного террора, Георгий Адамович решился на эмиграцию. Ему было легче, чем многим другим изгнанникам. Он не уезжал в никуда. В Ницце на вилле, которой владела его тетя, жили мать и сестра. Адамович думал отдохнуть, пожить полгодика, а потом вернуться в Россию. Не вернулся. Уехал не в Петроград (этот город он не увидит больше никогда), а в Париж.

И там, в Париже, стал представителем и, если можно так сказать, охранителем русской литературы в изгнании. Ни один мало-мальски заметный труд писателей-эмигрантов не оставался без его внимания. С 1928 года Адамович писал критические статьи в газете «Последние новости», где работал в штате, сотрудничал как автор со множеством других газет и журналов. И, кажется, нисколько не тяготился этой литературной поденщиной. На его счету — километры текстов (многие сейчас оцифрованы, их можно найти и в Сети). Позднее некоторые из очерков вошли в книги «Одиночество и свобода» (1955) и «Комментарии» (1967).

Он писал не только о литературе, но и о театре, о балете. О кино, которое в тридцатые стало звуковым, написал почти 500 статей, откликаясь на все новинки. А вот стихов написал совсем немного — чуть более сотни. И очень жаль. Этот талантливый поэт до сих пор остается недооцененным.

Живя в Европе, Адамович писал в основном о прошлом, о России, ему все мерещился призрак Петербурга. От стихов часто веет холодом. В морозном мареве тонут воспоминания о любимом Петербурге:

Ширь закатов блеклых,
Золоченых шпилей легкий 
взлет,
Ледяные розаны на стеклах,
Лед на улицах и в душах лед…

А Россия, занесенная снегом, — «мерзлый край», но и «мерзлый рай».

В эмиграции Адамович оказывал сильное влияние на поэтов начинающих, и не только начинающих. Благодаря ему сформировалась так называемая парижская нота — направление, для которого характерен аскетизм в выборе выразительных средств, приглушенность, даже изысканная тусклость красок. И концентрация на самом главном, существенном для человеческой жизни.

«Единственно, что может объяснить существование поэзии, — это ощущение неполноты жизни, ощущение, что в жизни чего‑то не хватает, что в ней ка­кая‑то трещина. И дело поэзии, ее единственное дело — эту неполноту заполнить, утолить человеческую душу», — говорил он.

В 1951 году он переехал в Англию. Десять лет преподавал русскую литературу в университете в Манчестере.

Георгий Адамович умер на 78‑м году жизни в Ницце от сердечного приступа.

Жизнь ему выпала не самая легкая, как и время. Но на судьбу он не роптал.

За все, за все спасибо.
За войну,
За революцию и за изгнанье.
За равнодушно-светлую страну,
Где мы теперь
«влачим существованье».
Нет доли сладостней —
все потерять.
Нет радостней судьбы —
скитальцем стать,
И никогда ты к небу не был 
ближе,
Чем здесь, устав скучать,
Устав дышать,
Без сил, без денег,
Без любви, в Париже…

#поэт #юбилей #130 лет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 70 (7153) от 19.04.2022 под заголовком «Заполнить стихами трещину жизни».


Комментарии