Выразительное молчание. Исполнилось 110 лет со дня рождения Ефима Копеляна

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Ефима Копеляна, народного артиста СССР, сыгравшего множество блестящих ролей в театре и кино.

Выразительное молчание. Исполнилось 110 лет со дня рождения Ефима Копеляна | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Родился он 30 марта (12 апреля) 1912 года в городе Речица в Российской империи. А умер 6 марта 1975 года от инфаркта в Ленинграде. Даже эта скупая информация дает понять, в какую же сложную, переломную эпоху ему выпало жить: революции, крушение одного государства и становление другого, две мировые войны…

В семье Копелянов было четверо сыновей. Двое погибли на войне. Двое выжили: Исаак стал художником, Ефим — знаменитым на всю страну артистом.

Поначалу он, как Исаак, тоже хотел стать художником, при­ехал в Ленинград, поступил в техникум при Академии художеств. Студенческая жизнь впроголодь заставляла хвататься за любую возможность заработать. И Ефим пошел в БДТ, где требовались люди в массовку. Да так и остался в театре до конца своей жизни. Окончил студию при БДТ у Константина Тверского, начал играть. Впоследствии Копелян часто рассказывал байку о своем дебюте — от волнения он вышел на сцену не через дверь, а через окно. В спектакле играл Николай Монахов, перед которым Копелян после окончания спектакля извинился. Тот засмеялся и сказал, что артист не только вошел через окно, но и вышел через камин.

Его любовь к Шекспиру началась с прочитанной в 12 лет трагедии «Король Лир». Артист был счастлив, когда ему предложили сыграть Эдмунда в «Короле Лире» Козинцева. Казалось бы, все налаживается и в карьере, и в личной жизни — в мае 1941 года Копелян женился на молодой и красивой актрисе Людмиле Макаровой. А через месяц началась война. Копелян сразу записался добровольцем, но попал не на фронт, а в созданный в городе Николаем Черкасовым Театр народного ополчения.

После войны вернулся в БДТ. Талант Копеляна раскрылся во всем блеске и мощи, когда театр возглавил Георгий Товстоногов. В то время в БДТ был звездный состав, играли Евгений Лебедев, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Зинаида Шарко… Билетов было не достать, спектакли шли с аншлагами. Многие ходили «на Копеляна». Он играл Платона Горича в «Горе от ума», Ильина в «Пяти вечерах», Вершинина в «Трех сестрах»… Любил роль Джеймса Тайрона в спектак­ле «Луна для пасынков судьбы», поставленном по пьесе американского драматурга Юджина О’Нила. Последней его работой стала роль Тулупова в «Трех мешках ­сорной пшеницы» по Владимиру Тендрякову. После внезапной смерти Копеляна роль передали Кириллу Лаврову, но вскоре спектакль вообще сняли — слишком трагической была рассказанная писателем, а вслед за ним и режиссером правда о деревенской жизни в последний год ­войны.

Ефим Копелян много снимался в кино. На его счету — роли в десятках картин, но сам артист особо выделял три — Свидригайлова в «Преступлении и наказании», Елисея Каргина в «Даурии» и Саввы Морозова в «Николае Баумане». Последние два фильма сегодня мало кто знает, а вот созданная Львом Кулиджановым экранизация романа Достоевского с Копеляном, Тараторкиным, Смоктуновским считается классикой советского кино.

Критики, писавшие об артис­те, часто отмечали его сдержанную, лаконичную манеру игры. А еще — редкое умение выразительно молчать. Хотя именно голос принес ему всенародную славу, и его бархатный баритон знают и помнят миллионы, даже те, кто ничего не знает об актере. «Никогда Штирлиц еще не был так близок к провалу…» Копелян читал закадровый текст в культовом телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

«Работать с ним было сплошным наслаждением, — вспоминала впоследствии Лиознова. — Мы стали соратниками. Его голос звучит так, будто он знает больше, чем говорит…»


#народный артист #театр #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7148) от 12.04.2022 под заголовком «Ефим Копелян в кадре и за кадром».


Комментарии