Петербург отметит 100 лет со дня рождения Владислава Стржельчика

31 января – 100 лет со дня рождения Владислава Стржельчика. В Большом драматическом театре состоится вечер «Рожденный быть Актером». На сайте Театральной библиотеки можно посетить виртуальную выставку, названную «Играл Сальери, был Моцартом».

Петербург отметит 100 лет со дня рождения Владислава Стржельчика | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Золотой век питерского театра невозможен без этого артиста. В театре его звали Стриж, Стрижуня. И в этом не было ни малейшего панибратства – только любовь и нежность.

На сцене и в кино он мог играть отъявленного негодяя, но всегда, сквозь любой характер или маску, пробивалось необычайно светлое обаяние. Собственно, в товстоноговскую эпоху он и начинал с роли отрицательной – это был столичный щеголь и игрок Григ в «Безымянной звезде». Рядом с красавицей Ниной Ольхиной (Мона) и виртуозом лицедейства Евгением Лебедевым, игравшим провинциальную учительницу мадемуазель Куку, Владислав Стржельчик был незаменим. Природные свойства и фирменные манеры бонвивана делали его любимцем публики.

Таким он всегда и казался. Буквально до последних работ. Успешным, излучающим энергию, благополучие. «Человек – праздник!» – говорила о нем Зинаида Шарко. Внешность шляхтича (куда ж от польских корней денешься?!) не мешала купаться как в характерных ролях, так и в героических. Скольких императоров, царей, вельмож и офицеров ему пришлось воплотить на экране! Но для зрителей любимыми становились те, что согреты душевным теплом самого артиста. Такие, например, как генерал Ковалевский в «Адъютанте его превосходительства» или полковник Шабер в одноименном телеспектакле.

Амплуа аристократа и дамского угодника не то чтобы тяготило его. Ему было этого мало. Поэтому так любил артист девяностолетнего старьевщика Грегори Соломона в спектакле «Цена», незадачливого князя Пантиашвили из «Ханумы» или остроумца Сэма Уэллера в «Пиквикском клубе». Темперамент в нем бил ключом. Он любил порой и в жизни поактерствовать. Но главное _ на сцене. Не случайно Эрвин Аксер, ставивший в БДТ «Карьеру Артуро Уи», именно в Стржельчике нашел идеального исполнителя роли Актера. Дуэт Стржельчика с Евгением Лебедевым мог бы показаться вставным номером, если бы не точное попадание обоих мастеров в эстетику Брехта. В их гротеске было столько правдивых и метких деталей, оттенков и интонаций, что утрирование вовсе не казалось чрезмерным. И по сей день эта сцена, когда диктатор берет урок ораторского искусства у профессионала, остается образцом высшей пробы – и по форме, и по смыслу.

Да и дуэт с Алисой Фрейндлих, любимой партнершей Стржельчика на склоне лет, в «Последнем пылко влюбленном» и «Старомодной комедии» не что иное, как каскад актерских импровизаций, парад-алле на заданную тему, настоящий мастер-класс.

В их последнем с Георгием Товстоноговым общем спектакле «На дне» по пьесе М. Горького Владислав Игнатьевич сыграл опять же Актера. Спектакль удивил зрителей своей мрачностью. Но чему тут удивляться? Тяжело больной худрук БДТ прощался и с театром, подводил последнюю черту. Спутниками и союзниками в этом жестоком резюме были главные персоны прославленной труппы, к тому моменту (1987) вошедшие в весьма зрелый возраст. Столь солидная компания доселе еще ни разу не собиралась в ночлежке, воспетой буревестником революции. Само собой напрашивалось сравнение с «Прощальной» симфонией Гайдна.

Горьковский текст прямо совпадал с личными предчувствиями Стржельчика. Его герой говорил: «Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! Ты не представляешь, что такое аплодисменты... это, брат, как водка!.. Бывало, встану вот так. (Становится в позу... Молчит.) Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение...».

Финальную работу в кино ему подарил Александр Белинский, сочинивший фантазию по мотивам пьес Островского «Провинциальный бенефис», где в дуэте с Галиной Вишневской, кажется, только Стржельчик мог быть столь трогательным и естественным в роли Трагика, говоря о «нас возвышающем обмане».

Ему хотелось играть еще и еще! Десятки ролей в театре, кино, на телевидении (особенно в годы Ленинградского телевизионного театра), казалось, только подогревали его актерский азарт. Мечтал сыграть Гаева в «Вишневом саде»... Репетировал в «Макбете» – пока не настигла болезнь.

После его ухода из жизни Андрей Толубеев стал собирать книгу «В поисках Стржельчика», пытаясь открыть тайну его личности и дарования. Десятки интервью, собственные наблюдения и размышления... Многое о старшем собрате узнав, актер обнаружил в судьбе близкого человека немало радостных и драматических страниц, перекликавшихся с его собственными переживаниями. Однако он не исчерпал тему до дна, но нарисовал общую картину жизни и творчества БДТ – пейзаж с главным героем на первом плане. А мы – зрители и читатели – до сих пор пребываем в поисках Стржельчика. И искренне радуемся, когда слышим его голос, видим его на теле- или киноэкране. Аплодисменты в его честь продолжают звучать.

#театр #юбилей #актеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (6853) от 29.01.2021 под заголовком «Поиски Стржельчика».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?