Песня плывет, сердце поет. Со дня рождения Арно Бабаджаняна – 100 лет

22 января исполняется 100 лет со дня рождения советского композитора, пианиста, народного артиста СССР Арно Бабаджаняна.

Песня плывет, сердце поет. Со дня рождения Арно Бабаджаняна – 100 лет | ФОТО из досье ТАСС (1983 г.)

ФОТО из досье ТАСС (1983 г.)

Он родился в 1921 году в Ереване в семье преподавателей, которые приехали туда с занятой Турцией территории Игдыр.

Арно было всего пять лет, когда Арам Хачатурян, знакомый с его родителями, рекомендовал им отдать сына в специальную музыкальную школу при Ереванской консерватории. И уже через год после поступления одаренный ребенок сочинил свою первую пьесу «Пионерский марш»... В 1938 году Арно приехал в Москву, где поступил к профессору Гнесиной в созданное ею музыкальное училище.

Он писал симфонические произведения, их высоко ценили профессионалы. И не только за «Героическую балладу» для фортепиано с оркестром (1950) молодой композитор получил Сталинскую премию. Его «Поэма» была какое-то время обязательным произведением в программе Международного конкурса пианистов имени Чайковского. Писал он и мюзиклы, особенно известна его «Невеста с севера».

Но все же помнит его народ до сих пор благодаря песням, написанным в шестидесятые годы – в короткую и романтическую эпоху, вошедшую в историю как «оттепель». Его песни исполняли многие звезды того времени, но особенно удачный союз сложился у композитора с Муслимом Магомаевым.

Этот оттепельный хит не устарел до сих пор – работая над текстом, я специально переслушала «Королеву красоты» и в эталонном исполнении Магомаева с его бархатным мощным баритоном, и в трактовке современных певцов – от Валерия Сюткина и группы «Браво» до «фабриканта» Алексея Воробьева.

Интересна история песни. В 1964 году в Ереване прошел конкурс красоты – дело тогда новое, доселе невиданное. Бабаджаняна пригласили в жюри. Женская красота вдохновила его на новую песню. Сначала появилась музыка, а со словами не складывалось, пока не взялся за дело его друг Андрей Горохов. Если к словам написанной им же песни-заставки популярного в советские годы телесериала «Следствие ведут знатоки» («Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет...») могут быть претензии, то текст «Королевы красоты» вполне хорош. Помните? «По переулкам бродит лето, 

Солнце льется прямо с крыш. В потоках солнечного света У киоска ты стоишь...» Это щедрое, словно совсем не северное, солнце, эта радость жизни – во многих песнях Бабаджаняна. Кстати, сотрудничество с 19-летним Муслимом Магомаевым началось у композитора с песни «Солнцем опьяненный».

«Королева красоты», признанная лучшей по опросу газеты «Советская культура», чуть было не оказалась в опале. Дело в том, что в основе мелодии был твист, невероятно популярный тогда на Западе. Чиновники от культуры потребовали запретить песню. К счастью, им это не удалось.

Но первым советским твистом стала не «Королева», а песня Бабаджаняна на стихи Леонида Дербенева «Лучший город земли» – о Москве, где красивые девушки танцевали «на ладонях голубых площадей». И вот ее-то генеральный секретарь Никита Хрущев успел запретить. Но вскоре, в октябре 1964-го, его вынудили уйти в отставку.

«Леонид Дербенев пришел на радио и сказал шутливо в редакции:

– Ну вот, Магомаев сделал все, что мог. Хрущева сняли. Будете теперь давать нашу песню в эфир?» – вспоминал в своей книге «Любовь моя – мелодия» Муслим Магомаев.

Песня не просто вернулась в эфир, но какое-то время считалась неофициальным гимном Москвы.

Бабаджанян не раз говорил, что создать популярную песню не менее сложно, чем написать симфонию. Возможно, даже более сложно. Сколько было шлягеров-однодневок, мимолетных, канувших в забвение. А песни Бабаджаняна помнят и полвека спустя. Как ему это удалось? Композитор и сам не знал ответа. Когда его однажды спросили, как он пишет музыку, ответил, что просто слышит ее.

«...Душа его цвела в мелодии. Иногда про кого-то говорят, что он человек-оркестр. Про Бабаджаняна можно сказать, что это был человек-мелодия. У его песен ярко выраженный мелодический характер. Его мелодии не просто красивы, они чувственны. Веселость их зажигательна, а грусть пронзительна. Возможно, песни-то и сбили его с «истинного» пути, они стали для него искушением. Но и в песнях он оставался композитором масштабным. Когда он исполнял их на рояле, из-под рук его звучал целый оркестр» – так написал о нем Муслим Магомаев, который был и остается, пожалуй, лучшим исполнителем этих романтических «оттепельных» песен.

КСТАТИ

Сегодня в 19.00 в Екатерининском собрании (наб. канала Грибоедова, 88 – 90) состоится концерт, посвященный 100-летию Арно Бабаджаняна. Прозвучат его песни, которые до сих пор на слуху, – «Королева красоты», «Верни мне музыку», «Чертово колесо», «Свадьба». Их исполнят солисты «Петербург-концерта» в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра им. Бадхена. За дирижерским пультом – Андрей Медведев.

#композитор #музыка #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (6848) от 22.01.2021 под заголовком «Песня плывет, сердце поет».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?