Виртуозы выступили на «Площади искусств»

Сопрано Юлия Лежнева, скрипач Гидон Кремер, барочный ансамбль Concerto Koln - музыканты первой величины собрали на XIX международном зимнем фестивале «Площадь искусств» полные залы.

Виртуозы выступили на «Площади искусств» | Фото: Couleur / pixabay

Фото: Couleur / pixabay

В этом году фестиваль получился щедрым на имена, прежде всего благодаря главной дате - 80-летию маэстро Юрия Темирканова, ради которого организаторы расстарались, создавая иллюзию насыщенной жизни. Даже программу гала-концерта удалось сочинить нетривиально, включив туда намного больше европейского, чем русского.

Гала-концерт начался с триумфального хора из «Аиды» Верди, прославляющего, как известно, египетских верховных богов, но здесь под богами имели в виду юбиляра с его богатым оперным прошлым. Марис Янсонс за пультом вносил мощную европейскую харизму. Маэстро уже в третий раз пригласили подготовить и исполнить самую главную программу фестиваля. Универсализм взглядов Янсонса позволил ему в равной степени увлекательно дирижировать и Верди, и Крейслером, и Гершвином, и Чайковским, причем не только Петром Ильичом, но и нашим современником - Александром Владимировичем. Вторую часть его Второго концерта для альта, оркестра и солирующего фортепиано «Этюды в простых тонах» исполнили сам композитор и альтист Юрий Башмет, представив эпизод не то из жизни московского бизнесмена, не то вариации на тему бурно и непонятно куда несущейся жизни. В тексте концерта то и дело раздавались симфонические имитации боя старинных часов и трезвона телефонов, причем не мобильных, а каких-то кабинетных, а между ними - красивые фигуры бега неумолимого времени.

Пронзительным получилось выступление немецкого баритона Маттиаса Гёрне с единственной песней Малера «Первозданный свет». Это была тихая кульминация всего концерта, символ духовного обновления и света истины. Безупречен был во второй части Рахманинова Николай Луганский. Духом старой Вены веяло от нежнейшей игры Юлиана Рахлина в его вальсах «Муки любви» и «Радости любви» Крейслера. Очень негромкий, словно утекающий сквозь пальцы звук солирующей скрипки был подобен парфюмерно-кондитерским ароматам Вены, эссенции венского счастья.

Духом европейского Рождества был преисполнен и концерт ансамбля Concerto Koln с музыкой Баха, Вивальди, Авизона, Корелли. Когда-то считавшийся пионером движения аутентичного исполнительства, сегодня этот ансамбль представляет вполне респектабельный, устоявшийся стиль, он утратил остроту ощущений, однако с немецкой педантичностью считается с законами эстетики музыки. Средний возраст музыкантов ансамбля говорит о том, что немного молодости ему бы не помешало. Однако грамотная выучка и немецкий характер делали свое дело: ансамбль на глазах преобразился, переключившись после концертов Баха на солнечный итальянский стиль Вивальди.

На концерте с участием Гидона Кремера и Игната Солженицына был аншлаг. В программе был Четвертый концерт для скрипки с оркестром Шнитке и Третья симфония Бетховена. Феномен музыки Шнитке, которая была чрезвычайно исполняема при жизни композитора и крайне редко исполняется в наши дни, причем не только в России, но и за рубежом, так и остается пока загадкой. Возможно, требуется временная дистанция, хотя Четвертый концерт показал, что его смыслы не утрачивают актуальности ни на минуту.

Объект посвящения Четвертого скрипичного концерта Шнитке - Гидон Кремер с его нервным, утонченным, но всегда внутренне сильным звуком выступил идеальным носителем композиторских идей, включая и идею одиночества художника перед лицом хищного времени. В своем втором сольно-ансамблевом концерте на этом фестивале Кремер играл большой цикл «Прелюдий к ушедшему времени» Мечислава Вайнберга. Сопровождением были видеопроекции черно-белых жанровых фотографий литовца Антанаса Суткуса. Вместе с виолончелисткой Гиедре Дирванаускайте и пианистом Георгием Осокиным Кремер исполнил и соль-минорное трио Шопена, явив упоительный триумф романтизма.

Петербургским слушателям раньше, чем венским гурманам, достался сольный концерт сопрано Юлии Лежневой и пианиста Михаила Антоненко с необычайно изысканной программой венка романсов и песен Гайдна, Моцарта, Шуберта, Беллини, Шумана, Глинки, Чайковского и Рахманинова. Королевой эльфов представала любимица петербургской публики Лежнева в песнях, среди которых были «Вы, птички, каждый год» Моцарта и особенно «Маргаритки» Рахманинова. Миражи эстетики модерна, мотивы Серебряного века отчетливо высвечивались в романсе «Сон» Рахманинова на стихи Федора Сологуба. В песнях Беллини, которые известны по интерпретациям Чечилии Бартоли, Юлия нашла свои интонации, свою теплоту и проникновенность камерной лирики. Но чтобы напомнить поклонникам, за что ее так высоко оценили во всем мире, она спела на бис свои коронные виртуозные арии Порпоры и Генделя.

#музыка #фестиваль #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (6352) от 27.12.2018 под заголовком «Перед лицом хищного времени».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...