Виртуозы выступили на «Площади искусств»

Сопрано Юлия Лежнева, скрипач Гидон Кремер, барочный ансамбль Concerto Koln - музыканты первой величины собрали на XIX международном зимнем фестивале «Площадь искусств» полные залы.

Виртуозы выступили на «Площади искусств» | Фото: Couleur / pixabay

Фото: Couleur / pixabay

В этом году фестиваль получился щедрым на имена, прежде всего благодаря главной дате - 80-летию маэстро Юрия Темирканова, ради которого организаторы расстарались, создавая иллюзию насыщенной жизни. Даже программу гала-концерта удалось сочинить нетривиально, включив туда намного больше европейского, чем русского.

Гала-концерт начался с триумфального хора из «Аиды» Верди, прославляющего, как известно, египетских верховных богов, но здесь под богами имели в виду юбиляра с его богатым оперным прошлым. Марис Янсонс за пультом вносил мощную европейскую харизму. Маэстро уже в третий раз пригласили подготовить и исполнить самую главную программу фестиваля. Универсализм взглядов Янсонса позволил ему в равной степени увлекательно дирижировать и Верди, и Крейслером, и Гершвином, и Чайковским, причем не только Петром Ильичом, но и нашим современником - Александром Владимировичем. Вторую часть его Второго концерта для альта, оркестра и солирующего фортепиано «Этюды в простых тонах» исполнили сам композитор и альтист Юрий Башмет, представив эпизод не то из жизни московского бизнесмена, не то вариации на тему бурно и непонятно куда несущейся жизни. В тексте концерта то и дело раздавались симфонические имитации боя старинных часов и трезвона телефонов, причем не мобильных, а каких-то кабинетных, а между ними - красивые фигуры бега неумолимого времени.

Пронзительным получилось выступление немецкого баритона Маттиаса Гёрне с единственной песней Малера «Первозданный свет». Это была тихая кульминация всего концерта, символ духовного обновления и света истины. Безупречен был во второй части Рахманинова Николай Луганский. Духом старой Вены веяло от нежнейшей игры Юлиана Рахлина в его вальсах «Муки любви» и «Радости любви» Крейслера. Очень негромкий, словно утекающий сквозь пальцы звук солирующей скрипки был подобен парфюмерно-кондитерским ароматам Вены, эссенции венского счастья.

Духом европейского Рождества был преисполнен и концерт ансамбля Concerto Koln с музыкой Баха, Вивальди, Авизона, Корелли. Когда-то считавшийся пионером движения аутентичного исполнительства, сегодня этот ансамбль представляет вполне респектабельный, устоявшийся стиль, он утратил остроту ощущений, однако с немецкой педантичностью считается с законами эстетики музыки. Средний возраст музыкантов ансамбля говорит о том, что немного молодости ему бы не помешало. Однако грамотная выучка и немецкий характер делали свое дело: ансамбль на глазах преобразился, переключившись после концертов Баха на солнечный итальянский стиль Вивальди.

На концерте с участием Гидона Кремера и Игната Солженицына был аншлаг. В программе был Четвертый концерт для скрипки с оркестром Шнитке и Третья симфония Бетховена. Феномен музыки Шнитке, которая была чрезвычайно исполняема при жизни композитора и крайне редко исполняется в наши дни, причем не только в России, но и за рубежом, так и остается пока загадкой. Возможно, требуется временная дистанция, хотя Четвертый концерт показал, что его смыслы не утрачивают актуальности ни на минуту.

Объект посвящения Четвертого скрипичного концерта Шнитке - Гидон Кремер с его нервным, утонченным, но всегда внутренне сильным звуком выступил идеальным носителем композиторских идей, включая и идею одиночества художника перед лицом хищного времени. В своем втором сольно-ансамблевом концерте на этом фестивале Кремер играл большой цикл «Прелюдий к ушедшему времени» Мечислава Вайнберга. Сопровождением были видеопроекции черно-белых жанровых фотографий литовца Антанаса Суткуса. Вместе с виолончелисткой Гиедре Дирванаускайте и пианистом Георгием Осокиным Кремер исполнил и соль-минорное трио Шопена, явив упоительный триумф романтизма.

Петербургским слушателям раньше, чем венским гурманам, достался сольный концерт сопрано Юлии Лежневой и пианиста Михаила Антоненко с необычайно изысканной программой венка романсов и песен Гайдна, Моцарта, Шуберта, Беллини, Шумана, Глинки, Чайковского и Рахманинова. Королевой эльфов представала любимица петербургской публики Лежнева в песнях, среди которых были «Вы, птички, каждый год» Моцарта и особенно «Маргаритки» Рахманинова. Миражи эстетики модерна, мотивы Серебряного века отчетливо высвечивались в романсе «Сон» Рахманинова на стихи Федора Сологуба. В песнях Беллини, которые известны по интерпретациям Чечилии Бартоли, Юлия нашла свои интонации, свою теплоту и проникновенность камерной лирики. Но чтобы напомнить поклонникам, за что ее так высоко оценили во всем мире, она спела на бис свои коронные виртуозные арии Порпоры и Генделя.

#музыка #фестиваль #концерт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (6352) от 27.12.2018 под заголовком «Перед лицом хищного времени».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?