Без двадцати сто. К юбилею Юрия Темирканова

Юрию Хатуевичу Темирканову - 80. По такому случаю зимний фестиваль «Площадь искусств» в Большом зале Филармонии откроется грандиозным концертом с участием самых интересных и дорогих для маэстро музыкантов современности. Концерт, который пройдет в прямой трансляции, проведет Михаил Швыдкой, а продирижирует Марис Янсонс.

Без двадцати сто. К юбилею Юрия Темирканова | ФОТО Артема КОРОТАЕВА/ТАСС

ФОТО Артема КОРОТАЕВА/ТАСС

Когда у маэстро Темирканова спрашивают, по какому принципу выбираются артисты для участия в фестивале «Площадь искусств», он чаще всего отвечает: «Это те музыканты, кого мне хотелось бы послушать у себя в гостях». И в искренности его слов в данном случае не приходится сомневаться. Свои музыкальные подарки юбиляру преподнесет цвет российской исполнительской школы - Денис Мацуев, Николай Луганский, Вадим Репин, Юрий Башмет. Радостно будет услышать в фестивальных программах одного из лучших пианистов современности норвежца Лейфа Уве Андснеса с целым сольным концертом и немецкого бас-баритона Маттиаса Гёрне с песнями Шуберта, сразу в двух концертах - тончайшего скрипача Гидона Кремера, с большим сольным концертом - феноменальную моцартовско-барочную виртуозку Юлию Лежневу и многих других.

Концепция фестиваля «Площадь искусств» такова, что объединяет разные искусства, намекая таким образом на широту взглядов самого маэстро. Как известно, он и рисовать любит, и от легких жанров в качественном исполнении как минимум раз в году не отказывается. В этот раз он предлагает познакомиться с премьерой Театра музыкальной комедии - мюзиклом «Канкан» Портера. А немного хорошего джаза не помешает послушать у Питера Битса и его нидерландского трио в Большом зале Филармонии.

Премьера самой любимой Темиркановым оперы «Иоланта» Чайковского (которую он очень часто давал в Большом зале Филармонии в концертном исполнении, в том числе однажды - с Анной Нетребко), осуществленная Андрием Жолдаком в Михайловском театре, не попала в афишу фестиваля, хотя по всем правилам и должна была бы. Вместо нее в афишу поставили балет в хореографии Ростислава Захарова, восстановленный Михаилом Мессерером, - «Золушку» Прокофьева, композитора, не менее любимого маэстро. В свое время то ли по неосмотрительности, то ли по доверчивости в программу «Площади искусств» чудом попала радикальная версия оперы «Евгений Онегин» также в постановке Жолдака. Сегодня ходит анекдот о том, как маэстро Темирканов отреагировал на эту постановку, которую зашел посмотреть и в первом же антракте театр покинул.

Юрий Хатуевич известен своей жесткой непримиримостью к крайним проявлениям режиссерского театра, он клеймит оперных режиссеров позором, не стесняясь в выражениях. В свое время, в начале 1980-х, ему тоже пришлось бороться в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова с рутиной, предшествовавшей двум его дирижерско-режиссерским версиям русской хрестоматийной классики - опер «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Сегодня они обе являются репертуарной гордостью, зрительскими хитами, выглядя образцово-показательными шедеврами оперного реализма, памятниками петербургской культуры. И очень трудно представить, что в момент своего рождения они воспринимались общественностью как нечто революционное, возникшее в пику царившему в ту пору закоснелому традиционализму. Но сегодня маэстро Темирканов сам стал непримиримым хранителем вечных ценностей и не видит никакого альтернативного имени в области оперной режиссуры, вспоминая только Бориса Покровского.

Он заслужил право на свой выбор. У Юрия Темирканова - свой образ красоты. А потому есть и свой круг композиторов, куда, к примеру, не попадают Шнитке и Губайдулина, Пярт и Денисов, Варез и Булез, Пендерецкий и Лютославский. Иногда по большой дружбе он берется дирижировать музыкой Гии Канчели. Но, не берясь за партитуры последней трети XX и XXI века, он совсем не дает понять, что эта музыка не должна звучать в Филармонии. Просто она - для других дирижеров. На вопрос, почему он не включает современных композиторов в свою орбиту, дирижер отвечает, что есть еще так много другой красивой музыки, которую он не успел продирижировать. Здесь, бесспорно, уже чувствуется доля лукавства, но - лишь доля. Потому что музыку Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева, Щедрина, Верди, Брамса, Малера, да и многих других творцов, главным образом, великого симфонического XIX, но и ХХ века, и в самом деле можно и нужно играть и слушать бесконечно.

Кстати, Моцарта маэстро играет не так часто, равно как и Гайдна, хотя с последним он мог бы посостязаться, пользуясь богатым ресурсом своей иронии, а иногда и самоиронии.

Юрий Темирканов с 1988 года руководит петербургской Филармонией, из которой создал цитадель высокого вкуса, продолжив традицию Евгения Мравинского. За ее плотными стенами, среди белых храмовых колонн уютно чувствуют себя ее работники. Некоторые музыканты оркестра, любя, называют такой режим отношения к себе «усиленным санаторным», хотя работать приходится много, гастролей по всему миру не счесть. Юрий Темирканов стабильно собирает полные залы не только в России, но и в Европе. Фирменный теплый, обволакивающий благодатью звук струнных его оркестра приводит в восторг даже самых искушенных европейских критиков. К нему приходят за гармонией, покоем и мудростью.

#дирижер #филармония #площадь Искусств

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6339) от 10.12.2018 под заголовком «Без двадцати сто».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Павка Корчагин – святой или фанатик?
22 Мая 2017

Павка Корчагин – святой или фанатик?

В театре-фестивале «Балтийский дом» - премьера: Анатолий Праудин поставил спектакль «Как закалялась сталь» по роману Николая Островского.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Квест на Парадной лестнице
11 Мая 2017

Квест на Парадной лестнице

Эрмитаж продолжает масштабный проект «Штурм Зимнего», приуроченный к 100-летию Октябрьской революции. Это точечные выставки-квесты, которые в течение года открываются в разных частях музея.