Пчеловод из будущего. В Петербурге открылась выставка паблик-арта
В общественном пространстве «Бенуа 1890» недалеко от пересечения Светлановского и Тихорецкого проспектов открылась третья выставка паблик-арта. Тема этого сезона – «Летний сад».
ФОТО Марии ШЕРИХ
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Анастасия Пронина, куратор проекта, она предложила художникам поразмышлять на две темы. Во-первых, об историческом Летнем саде. Споры вокруг его недавней реставрации на петровское время не утихают. Диапазон мнений, в том числе среди специалистов, очень велик – от «уничтожен символ Петербурга», «появился «диснейленд» до «Летний сад стал истинным музеем и спасен от превращения в заштатный парк культуры». Во-вторых, художники могли поработать на тему «Нам нужен новый Летний сад!». Если исторический знаменит своими скульптурами, то новая версия сада в «спальном» районе, в данном случае речь идет о Саде Бенуа, может быть наполнена произведениями современного искусства.
Предупредим вопросы тех, кто беспокоится о культурном наследии, каковым является Сад Бенуа. Установка всех объектов согласована с КГИОП и комитетом по благоустройству. Поэтому ни один объект не был установлен на газоне, только на дорожках. Проект с выращиванием картофеля пришлось отклонить.
Кстати, на конкурс, который предшествовал выставке, поступило 72 заявки, было отобрано сначала 16, потом жюри, куда входили руководители музеев современного искусства из российских городов, галеристы, дизайнеры и художники, в жарких спорах выбрало восемь. Еще два проекта получили персональные приглашения.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Именно с них Анастасия Пронина начала для нашей газеты экскурсию по новому Летнему саду. Николай Копейкин, давний и верный друг «Бенуа 1890», автор симпатичных «бенуариков», нарисовал серию про Пушкина, который пришел в свой Летний сад. Многому удивился, но весело пообщался с «бенуариками».
Парная скульптура Андрея Люблинского «Самые красивые лошади в мире» уже была показана около западного фасада ЦВЗ «Манеж». В новом пространстве полноценно проявился эффект, задуманный автором. Лошади, собранные из коротких отрезков цветных труб, в зависимости от ракурса то появляются «во всей красе», то почти исчезают. Они как бы пасутся, никуда не перемещаясь.
Объект в виде кактуса высотой пять метров скульптор Артур Джаруллаев назвал «Мечты садовника». Люди давно мечтают «победить» природу и сделать тропическое растение морозоустройчивым, заставить прижиться. Но большой южно-американский кактус среди русских берез возможен только в виде стальной конструкции, которая со време нем покроется благородной патиной.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Среди кураторских фаворитов – «Скамейка-хребет» Константина Новикова и «Порфировая ваза» Егора Звездина. Новиков делает срез парковой скамьи, создавая образ ископаемого существа, возможно, обитавшего на месте Сада Бенуа в доисторические времена. И одновременно напоминает актуальный сюжет о социальном дистанцировании. Может быть, вместо строгих указателей не сидеть на скамьях ближе чем в полутора метрах выдать каждому персональное место?
Звездин, наверное, единственный участник выставки, кто напрямую отозвался на кураторский призыв высказаться про старый Летний сад. В 2008 году знаменитая Порфировая ваза Летнего сада дала трещину и раскололась на несколько частей. Разрушение одного из главных символов города вызвало большой общественный резонанс.
Причиной произошедшего назвали неблагоприятные погодные условия. Вазу отреставрировали, а вскоре началась реконструкция всего Летнего сада. Художник создал из современных материалов «руинированную» копию вазы, отсылая не столько к модам паркового дизайна прошлого, сколько к началу нашего века, когда принималось решение, что делать с Летним садом.
Иван Зубарев, один из авторов памятника «Сон Менделеева» в Мурине, придумал самый затейливый проект выставки под названием «Пасечник». По словам скульптора, его поразил тот факт, что пчелы выжили на сгоревшей крыше Нотр-Дам-де-Пари: «Это событие подлинное, живое, символичное, дарящее надежду на будущее в пучине множащихся кризисов. Древнейшее изображение улья относят к III тысячелетию до н. э., а первые доказательства контакта людей с пчелами – это VII тысячелетие до н. э. Фигура пасечника напоминает космонавта, только отправляется он не в макрокосмос Вселенной, а в микрокосмос улья».
Чтобы создать «глитч-эффект», Зубарев выпилил и вручную склеил 496 листов фанеры, это потребовало полгода ежедневной работы.
Выставка ответила и на запросы тех, кто жить не может без дополненной реальности. Некоторые источники говорят о том, что в петровские времена в Летнем саду существовал загадочный «Тюленевый фонтан». И там плавали эти звери. Художница Диана Капизова воспроизвела загадочный объект. Зрителю достаточно загрузить в смартфон QR-код, и он сам станет тюленем в фонтане.
Мы завершили экскурсию около кинетического объекта «Ботало» Анны Мартыненко. В окне сохранившейся силосной башни художница установила самодельный колокольчик для коров. Их делали пастухи, чтобы отличать свою корову по звону и знать, где она пасется. Кстати, на ферме Бенуа содержались 120 коров. Звон колокола слышен на поляне перед башней как альтернатива шуму мегаполиса и проезжающих мимо машин.
По словам Прониной, публика привыкает к искусству в Саду Бенуа. Если в первый сезон у посетителей было много вопросов типа «что это?», «зачем это?», то в этом году во время монтажа чаще спрашивали, а когда будет экскурсия.
Открытые лекции, экскурсии, встречи с художниками (разумеется, с соблюдением санитарных правил) начнутся 25 июля. Выставка будет открыта до 30 октября нынешнего года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (6723) от 21.07.2020 под заголовком «Пчеловод из будущего».
Комментарии