2Vtzqv4Hz9U

Павловск собирает реликвии. Музей-заповедник отметит 250‑летие обширной программой

В 2027 году Павловск отметит 250‑летие. Город создавался вокруг дворцово-паркового ансамбля. У ГМЗ «Павловск» с ним общие имя, история и судьба. На предъюбилейную пятилетку у музея-заповедника большие планы.

Павловск собирает реликвии. Музей-заповедник отметит 250‑летие обширной программой | ФОТО Станислава ЗАБУРДАЕВА/ТАСС

ФОТО Станислава ЗАБУРДАЕВА/ТАСС

Первый пункт обширной программы осуществляется на глазах у публики: реставрируют памятник Павлу I на плацу перед Павловским дворцом. Работы начались минувшим летом. Скульптура создана из шпиатра, большого опыта реставрации этого сплава цветных металлов нет. Не сохранилось точных данных и о конструкции памятника. Из-за бросавшейся в глаза глубокой трещины на сапоге императора возникали ­сомнения в устойчивости статуи.

Памятник обследовали, расчистили, укрепили кирпичную кладку пьедестала, каркас, заполнили трещины. Осталось определить, в какой оттенок окрасить скульптуру, и выбрать метод золочения букв на обшивке постамента. Это решение — за реставрационным советом. Вскоре с памятника снимут леса.

Программу реставрации экспонатов исторической коллекции музея открыла картина фламандского художника Франса Франкена «Аллегория апофеоза героя». К Екатерине II она попала из коллекции Григория Потемкина. При Павле I ее ненадолго переместили в Гатчину, а потом в Павловск. Обследование с помощью современных методов показало, что живопись автора сохранилась на всей поверхности полотна, но она скрыта поздними слоями лака. Картину расчистили от загрязнений, устранили разрывы полотна. Ее колорит стал более светлым, четко обозначились детали сюжета. После реставрации рамы картину в нее «оденут» и вернут на историческое место в Картинную галерею Большого Павловского дворца.

Важнейшая функция музея — сохранение коллекции и ее пополнение. Павловск многое потерял во время антикварных распродаж 1920 – 1930‑х годов и в военные годы. Выставка «Время собирать», открывшаяся в Библиотеке Росси Павловского дворца, демонстрирует, как музей пополняет коллекции. Она представляет сто предметов, которые удалось собрать за последнее без малого десятилетие благодаря участию благотворителя — финансовой организации. Часть предметов восполнила утраты, понесенные исторической коллекцией.

Выставка построена по тому же принципу, что и концепция собирательской деятельности музея: иконография семьи Романовых и иконография Павловска, «родные» дворцу предметы мебели, книги, картины…

В витрине восковой медальон с парным портретом великого князя Павла Петровича и его супруги, он выполнен в Милане во время Гран-тура, который они совершали.

TASS_24046238.jpg
ФОТО Семена ЛИХОДЕЕВА/ТАСС

Вернувшийся в Павловский дворец «Портрет молодой девушки перед зеркалом» кисти немецкой художницы Анны Доротеи Тербуш-Лисиевской напоминает, что историческая коллекция пополнялась не только первоклассными, но и модными для своего времени произведениями. Имя Тербуш-Лисиевской в конце XVIII века стало известным в Европе не только благодаря дару художницы, но и ее дружбе с деятелями французского Просвещения. Картины стремились приобрести владельцы значительных художественных собраний в разных странах.

Императрица Мария Федоровна увлеченно собирала книжные раритеты. В Библиотеку Росси вернулись великолепно изданные «Мемуары мадам де Сталь», «Мемуары герцога де Гиза» и «Послание апостола Павла к римлянам».

Египетский сервиз-дежене стоял в опочивальне хозяйки дворца. Она называла его «Память моего сердца», поскольку получила в подарок от родного брата вюртембергского короля Фридриха I. Сервиз с миниатюрными портретами членов королевской семьи изготовлен на Людвигсбургской мануфактуре в двух экземплярах: один находился в Павловске, второй — в семье брата Марии Федоровны (сейчас — в собрании Вюртембергского музея).

История этой семейной реликвии — пример того, какими сложными, часто неожиданными путями возвращаются вещи во дворец. Сервиз был продан, находился в частном собрании в Англии. Несколько лет назад главный хранитель музея-заповедника Алексей Гузанов получил письмо из ­Англии от женщины, которая слышала его выступление на научной конференции. Она искала случай сообщить, что сервиз из Павловска выставлен на аукционе. Благотворитель купил его для музея. Есть подробность: в свое время реликвию разделили. Сервиз получил один сын, а огромный поднос к нему, доставшийся другому, был продан в Австралию. Есть надежда, что и он когда‑нибудь вернется.

Павловск1_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как отметила на открытии выставки директор музея-заповедника «Павловск» Вера Дементьева, речь идет не просто о пополнении коллекции:

Самое главное, что с помощью благотворителей нам удалось вернуть «родные» вещи, утраченные музеем во время советских распродаж 1920 – 1930‑х и похищенные во время Великой Отечественной войны. Возвращение даже одного такого шедевра для нас огромное событие, позволяющее сделать еще один шаг к воссозданию блестящего исторического собрания.

И последнее: выставка развернута в Библиотеке Росси, куда постепенно возвращаются книги. Заветное желание музея — к 250‑летию Павловска полностью воссоз­дать ее исторический интерьер, сгоревший в военное время. Одна из стен библиотеки пока не пол­ностью закрыта шкафами.

#Павловск #музей-заповедник #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7289) от 02.11.2022 под заголовком «Павловск собирает реликвии».


Комментарии