2Vtzqv4Hz9U

Па-де-де для ваятелей. Как Петербург увековечит Чайковского?

Сенсационно завершился открытый конкурс на памятник композитору для площади перед зданием Концертного зала. Вместо одного победителя названы два. Вопрос, какой из выигравших проектов займет место на улице Декабристов между домами № 37 и 39, остается открытым.

Па-де-де для ваятелей. Как Петербург увековечит Чайковского? | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Чтобы принять такое неожиданное решение, жюри во главе с двумя сопредседателями – маэстро Валерием Гергиевым и вице-губернатором Николаем Линченко работало почти пять часов вместо запланированных четырех. В финальной стадии обсуждения принял участие губернатор Петербурга Александр Беглов. Конкурс был организован КГА по его поручению.

Беглов начал церемонию объявления победителя со слов, что выбор был непростым, и городские власти договорились об установке памятника Чайковскому на спонсорские средства, привлеченные Фондом Валерия Гергиева.

Небольшой комментарий, чтобы была понятна важность данной информации. Чайковский входит в список семнадцати выдающихся лич ностей, связанных с Петербургом-Ленинградом, установку памятников которым разрешено производить за счет городского бюджета. Это не означает, что не могут привлекаться иные источники. Но понятно, что в случае бюджетного финансирования речь может идти только об одном памятнике каждой персоне.

Чайковский1_Пр.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Валерий Гергиев сообщил, что в конкурсе победили два проекта, и он не видит в этом проблемы. Чайковский достоин того, чтобы ему установить в Петербурге два памятника в разных местах. Удручает, что до сих пор великий соотечественник у нас не увековечен. В крайнем случае можно подумать и о других российских городах...

Напомним, что на первый тур, объявленный осенью 2019 года, было подано почти сто проектов из шести стран мира. В декабре во второй тур допустили пять участников. По первоначальным условиям конкурса, в апреле 2020 года жюри должно было подвести его итоги и назвать победителя и двух призеров. Пандемия нарушила эти планы, сроки завершения конкурса были сдвинуты на полгода.

Третье место занял эскиз команды скульптора Евгения Туния – размышляющий композитор опирается на зонт-трость. Первое место поделили скульптор Екатерина Пильникова и дуэт: скульптор Виктор Гаврилов – архитектор Виталий Чернышев. Работа Пильниковой больше других изменилась после первого тура. Автор решила заменить фигуру дирижирующего композитора на изображение Чайковского, идущего с партитурой под мышкой. Как собирательный образ великого музыканта. Проект от этой трансформации сильно выиграл. Высота бронзовой фигуры – 2,8 метра, пьедестала – 2 метра.

Проект Гаврилова – Чернышева почти не изменился, если не считать амфитеатра на площади в дополнение к ныне существующему. Сохранилось главное: «Голова», которая получила много положительных зрительских отзывов на первом туре конкурса. Она имеет высоту почти 4 метра и сконструирована из параллельных друг другу алюминиевых пластин. Фоном для скульптуры является стена длиной 25 метров, созданная из аналогичных пластин. На ней размещен автограф Чайковского. Как пояснил Гаврилов «Санкт-Петербургским ведомостям», на расстоянии портрет выглядит реалистичным, а по мере приближения к нему изображение становится все более абстрактным как образ музыки. Автограф на французском языке взят из письма композитора 1893 года, одном из последних, в котором записаны ноты колыбельной. Скульптор добавил, что родился в Воткинске, то есть он земляк Чайковского, слушавший его музыку с детства. И это стало главной мотивацией для участия в данном конкурсе.

По источникам, бронзовый призер получит 500 тысяч рублей, победители – по 1 миллиону рублей. Выбор одного из двух победивших проектов для площади перед Концертным залом Мариинского театра остается за маэстро Гергиевым. На вопрос о своих предпочтениях два члена жюри, глядя на площадь, ответили так: «Голове надо найти место. Но и здесь она может быть».

#конкурс #Чайковский #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (6775) от 01.10.2020 под заголовком «Па-де-де для ваятелей».


Комментарии