На пуантах и босиком. Отличия современного балета от современного танца

Что такое contemporary dance — современный танец? Современный танец и современный балет — это разные вещи? Как развивается такое направление в Петербурге — городе, всегда считавшемся цитаделью классического балета? На эти и другие вопросы обозревателю Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ отвечает Мария ДУДИНА, руководитель курса «Искусство современного танца», который появился в петербургской Консерватории на кафедре режиссуры балета два года назад.

На пуантах и босиком. Отличия современного балета от современного танца | ФОТО Дмитрия СКАРЕДНОВА

ФОТО Дмитрия СКАРЕДНОВА

— Мария, расскажите, пожалуйста, как появился этот курс.

— «Искусство современного танца» мы с заведующим кафед­рой Александром Полубенцовым задумали еще в 2018 году, а открыть удалось в 2020‑м, в самый разгар ковидных ограничений. Нам пришлось закупить литры санитайзеров, сделать разметку на полу, чтобы между абитуриентами было необходимое расстояние, строго следить за соблюдением правил. Но мы преодолели все трудности, чтобы принять экзамены у танцовщиков вживую. Оценить их способности заочно было бы сложно, если вообще возможно. Сейчас наши ученики на третьем курсе. Выпус­ка еще не было, все только начинается.

Где‑то в нашей стране еще готовят таких специалистов?

— Программы высшего образования в сфере современного танца в России существуют около тридцати лет. Сейчас их порядка десяти. Старейшая из них — факультет современного танца Екатеринбургского гуманитарного университета. Все программы специализируются на разных аспектах современного танца.

Чем отличается подготовка таких специалистов от работы с классическими балетмейстерами, кроме стилистики танца?

— Мы готовим «синтетических» специалистов. Наши выпускники должны быть и хореографами, и танцовщиками, и продюсерами… Ведь в отличие от мастеров, работающих в большинстве своем в государственных театрах, постановщики современных танцев чаще всего фрилансеры, работают от проекта к проекту. В идеале они должны уметь организовать все с нуля, найти площадку для репетиций, собрать коллектив, поставить спектакль и затем еще продать его…

То есть с поиском работы у ваших выпускников могут быть проблемы?

— Надеюсь, что нет. Во-первых, как я уже сказала, спектр умений, которые они получают во время учебы, чрезвычайно широк. Во-вторых, они могут работать не только в театрах оперы и балета, которых действительно немного, но и в драматических театрах, в мюзик-холлах, на телевидении, в кино, на массовых празднествах… Ставить танцы, отдельные номера, шоу, создавать пластический рисунок ролей, сценического движения. Другое дело, что это, скорее всего, будет не постоянная работа, а, как я уже говорила, различные проекты.

Насколько востребован современный танец в Петербурге? Какую роль в приобщении к нему сыграли балетные фес­тивали, например, очень популярный «Дягилев. P. S.»?

— Должна уточнить, что этот действительно очень хороший фестиваль все же знакомит ­публику с современным балетом, а не с современным танцем. Фестивалей современного танца у нас в городе несколько: «Слово и тело» Ольги Сорокиной, Context. Diana Vishneva и Open look, который вот уже двадцать три года проводят Вадим и Наталья Каспаровы.

А в чем же отличие современного балета от современного танца? Если говорить простыми словами.

— Эти понятия действительно часто путают. Есть такой жанр, как балет, а есть современный танец. Каждый может быть выполнен в разных техниках. Если артист катается по полу, это вовсе не значит, что перед вами произведение, которое относится к жанру современного танца. Можно поставить спектакль современного танца, используя технику танца классического. Например, в спектакле «Вирус», поставленном норвежской танцевальной компанией Jo Strømgren Kompani (хореограф Йо Стромгрен), танцовщица на пуантах изображает компьютерный вирус. Она — нереальное существо. А значит, фактически не отличается от сильфиды или, скажем, вилисы. В основе спектакля — типичный романтический конфликт, когда есть реальные персонажи и плод воображения. И все равно это спектакль современного танца, в котором использована техника классического балета.

Так по каким же признакам мы можем распознать жанры и понять, что такое мы видим — балет или спектакль современного танца?

— Один из самых ярких критериев — совершенно другой круг тем. Балет — почти всегда про красоту. Современный танец — про то, что волнует людей здесь и сейчас. Он демонстрирует реальность, а не сказку, пусть даже страшную. В нем всегда — нерв времени, его боль.

Техники современного танца начали формироваться в двадцатые годы минувшего века, после Первой мировой войны, которая стала шоком для человечества, ведь именно тогда впервые применили оружие массового поражения и счет жертв пошел на миллионы.

Еще одно отличие — отношение к телу. В балете тело человека не существует по естественным законам. Все строится с нарушением той физики, которую дала нам природа. Тело в балете как будто нечеловеческое, заново выстроенное, вылепленное годами тренировок. И это подчеркивается разными способами, например, пуантами — появляется легкость, воздушность, будто бы бесплотность. Мы в жизни так не двигаемся.

А в современном танце все иначе — он как раз опирается на естественную пластику.

Один из способов проверить — поместить танцующего человека в бытовой контекст. В балете сразу понятно, что в жизни так не двигаются. А современный танец, в общем, можно представить в контексте обычной жизни.

То есть и красота тела, совершенство пропорций, которые отличают балетных артистов, для исполнителей современного танца необязательны?

— В современном танце требования к идеальной красоте не столь важны. Артисты могут быть далеки от балетного идеала, быть разными, естественными.

Кроме «Канон Данс» Каспаровых и проводимого ими фестиваля Open look кто еще в Петербурге продвигает современный танец?

— Мы благодарны Новой сцене Александринского театра. Там мы имеем возможность демонстрировать два раз в год свои программы в цикле «Новый танец на Новой сцене».

Один из центров развития современного танца — фестиваль Context Дианы Вишневой в «Новой Голландии». И недавно ­появившаяся в Доме радио собственная хореографическая труппа musicAeterna Dance. Это и образовательный проект, который исследует различные техники и языки современного танца.


#танцы #балет #образование

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7302) от 22.11.2022 под заголовком «На пуантах и босиком».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?