На пуантах и босиком. Отличия современного балета от современного танца
Что такое contemporary dance — современный танец? Современный танец и современный балет — это разные вещи? Как развивается такое направление в Петербурге — городе, всегда считавшемся цитаделью классического балета? На эти и другие вопросы обозревателю Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ отвечает Мария ДУДИНА, руководитель курса «Искусство современного танца», который появился в петербургской Консерватории на кафедре режиссуры балета два года назад.
ФОТО Дмитрия СКАРЕДНОВА
— Мария, расскажите, пожалуйста, как появился этот курс.
— «Искусство современного танца» мы с заведующим кафедрой Александром Полубенцовым задумали еще в 2018 году, а открыть удалось в 2020‑м, в самый разгар ковидных ограничений. Нам пришлось закупить литры санитайзеров, сделать разметку на полу, чтобы между абитуриентами было необходимое расстояние, строго следить за соблюдением правил. Но мы преодолели все трудности, чтобы принять экзамены у танцовщиков вживую. Оценить их способности заочно было бы сложно, если вообще возможно. Сейчас наши ученики на третьем курсе. Выпуска еще не было, все только начинается.
— Где‑то в нашей стране еще готовят таких специалистов?
— Программы высшего образования в сфере современного танца в России существуют около тридцати лет. Сейчас их порядка десяти. Старейшая из них — факультет современного танца Екатеринбургского гуманитарного университета. Все программы специализируются на разных аспектах современного танца.
— Чем отличается подготовка таких специалистов от работы с классическими балетмейстерами, кроме стилистики танца?
— Мы готовим «синтетических» специалистов. Наши выпускники должны быть и хореографами, и танцовщиками, и продюсерами… Ведь в отличие от мастеров, работающих в большинстве своем в государственных театрах, постановщики современных танцев чаще всего фрилансеры, работают от проекта к проекту. В идеале они должны уметь организовать все с нуля, найти площадку для репетиций, собрать коллектив, поставить спектакль и затем еще продать его…
— То есть с поиском работы у ваших выпускников могут быть проблемы?
— Надеюсь, что нет. Во-первых, как я уже сказала, спектр умений, которые они получают во время учебы, чрезвычайно широк. Во-вторых, они могут работать не только в театрах оперы и балета, которых действительно немного, но и в драматических театрах, в мюзик-холлах, на телевидении, в кино, на массовых празднествах… Ставить танцы, отдельные номера, шоу, создавать пластический рисунок ролей, сценического движения. Другое дело, что это, скорее всего, будет не постоянная работа, а, как я уже говорила, различные проекты.
— Насколько востребован современный танец в Петербурге? Какую роль в приобщении к нему сыграли балетные фестивали, например, очень популярный «Дягилев. P. S.»?
— Должна уточнить, что этот действительно очень хороший фестиваль все же знакомит публику с современным балетом, а не с современным танцем. Фестивалей современного танца у нас в городе несколько: «Слово и тело» Ольги Сорокиной, Context. Diana Vishneva и Open look, который вот уже двадцать три года проводят Вадим и Наталья Каспаровы.
— А в чем же отличие современного балета от современного танца? Если говорить простыми словами.
— Эти понятия действительно часто путают. Есть такой жанр, как балет, а есть современный танец. Каждый может быть выполнен в разных техниках. Если артист катается по полу, это вовсе не значит, что перед вами произведение, которое относится к жанру современного танца. Можно поставить спектакль современного танца, используя технику танца классического. Например, в спектакле «Вирус», поставленном норвежской танцевальной компанией Jo Strømgren Kompani (хореограф Йо Стромгрен), танцовщица на пуантах изображает компьютерный вирус. Она — нереальное существо. А значит, фактически не отличается от сильфиды или, скажем, вилисы. В основе спектакля — типичный романтический конфликт, когда есть реальные персонажи и плод воображения. И все равно это спектакль современного танца, в котором использована техника классического балета.
— Так по каким же признакам мы можем распознать жанры и понять, что такое мы видим — балет или спектакль современного танца?
— Один из самых ярких критериев — совершенно другой круг тем. Балет — почти всегда про красоту. Современный танец — про то, что волнует людей здесь и сейчас. Он демонстрирует реальность, а не сказку, пусть даже страшную. В нем всегда — нерв времени, его боль.
Техники современного танца начали формироваться в двадцатые годы минувшего века, после Первой мировой войны, которая стала шоком для человечества, ведь именно тогда впервые применили оружие массового поражения и счет жертв пошел на миллионы.
Еще одно отличие — отношение к телу. В балете тело человека не существует по естественным законам. Все строится с нарушением той физики, которую дала нам природа. Тело в балете как будто нечеловеческое, заново выстроенное, вылепленное годами тренировок. И это подчеркивается разными способами, например, пуантами — появляется легкость, воздушность, будто бы бесплотность. Мы в жизни так не двигаемся.
А в современном танце все иначе — он как раз опирается на естественную пластику.
Один из способов проверить — поместить танцующего человека в бытовой контекст. В балете сразу понятно, что в жизни так не двигаются. А современный танец, в общем, можно представить в контексте обычной жизни.
— То есть и красота тела, совершенство пропорций, которые отличают балетных артистов, для исполнителей современного танца необязательны?
— В современном танце требования к идеальной красоте не столь важны. Артисты могут быть далеки от балетного идеала, быть разными, естественными.
— Кроме «Канон Данс» Каспаровых и проводимого ими фестиваля Open look кто еще в Петербурге продвигает современный танец?
— Мы благодарны Новой сцене Александринского театра. Там мы имеем возможность демонстрировать два раз в год свои программы в цикле «Новый танец на Новой сцене».
Один из центров развития современного танца — фестиваль Context Дианы Вишневой в «Новой Голландии». И недавно появившаяся в Доме радио собственная хореографическая труппа musicAeterna Dance. Это и образовательный проект, который исследует различные техники и языки современного танца.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (7302) от 22.11.2022 под заголовком «На пуантах и босиком».
Комментарии