Открывший тайны Растрелли. Ушел из жизни Константин Малиновский

Ушел из жизни историк архитектуры Константин Владимирович Малиновский. В петербургском краеведческом «цеху» он занимал особое место: непревзойденный специалист по XVIII веку.

Открывший тайны Растрелли. Ушел из жизни Константин Малиновский | Фото: Pixabay / webandi

Фото: Pixabay / webandi

Кандидат искусствоведения, он был автором двух десятков монографий, посвященных истории русского искусства и культуры, художественным связям России с Западной Европой. Константин Малиновский многие годы работал в Российском государственном историческом архиве и в «архивном море» чувствовал себя как рыба в воде. Он в совершенстве владел несколькими европейскими языками, и прочитать давние иностранные рукописные документы для него не представляло особого труда.

- Смотрю на стоящие на полке его книги «Михаил Иванович Махаев», «Джакомо Кваренги», «Тессинские архитекторы и мастера в Санкт-Петербурге», вспоминаю другие его работы и не могу поверить, что никогда больше не встречусь с ним в его петербургской квартире, не услышу его удивительные живые рассказы об архитектуре Петербурга и ее создателях, - говорит архитектор Сергей Чобан.

Таких биографических деталей, которые приводил Малиновский, в трудах краеведов и историков архитектуры зачастую не хватает. Он переводил и публиковал в своих книгах уникальные открытия - письма, документы, вплетал их в свои документальные повествования.

Историк архитектуры Владимир Лисовский отмечает: он был очень дотошным исследователем, докапывался до сути, вникал во все детали и мелочи. Ему удалось распутать интереснейшую историю с именами отца и сына Растрелли, и за одно это петербургское краеведение может быть ему благодарно.

Книга Константина Владимировича Малиновского «Санкт-Петербург XVIII века», по оценкам исследователей, стала самой богатой на краеведческие откровения. В ней он приводил сведения, которые противопоставлял укоренившимся фактам из истории города. Но доказывал свои открытия настолько аргументированно, что сомнений в его правоте ни у кого не было. К примеру, обосновал, что Петровские ворота Петропавловской крепости изначально были не деревянными, а сразу каменными. Выяснил, что Дворцовую набережную проектировал не Юрий Фельтен, а редко упоминаемый в источниках архитектор Игнацио Росси...

Совершено незаменимым источником для исследователей служит и книга Константина Малиновского «История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке».

За книгу «Бартоломео и Франческо Растрелли», изданную в 2017 году, Константин Владимирович в конце минувшего года был удостоен Анциферовской премии. Материалы для этого издания он собирал в течение сорока лет, работая в архивах России и зарубежных стран.

#архитектор #смерть #потеря #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6691) от 02.06.2020 под заголовком «Открывший тайны Растрелли».


Комментарии