Открыть что-то новое в себе

Сегодня в нашем городе открывается VIII фестиваль «Дягилев. P. S.». Как мы уже сообщали читателям в «Афише», в программе будет много интересных событий - концерты, спектакли, выставки, дискуссии. Одно из них состоится 28 ноября - звезда мирового балета прима-балерина Большого театра Светлана Захарова покажет на сцене Александринского театра свою сольную программу Amore, состоящую из трех одноактных балетов. Об этой программе и о многом другом Светлана ЗАХАРОВА рассказала журналисту Ирине СОРИНОЙ.

Открыть что-то новое в себе | ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

ФОТО Артема ГЕОДАКЯНА/ТАСС

- Расскажите, пожалуйста, как вы подбирали номера для своей программы?

- С двумя балетами я определилась моментально. Первый - «Франческа да Римини», поставленный Юрием Посоховым на музыку Чайковского. С Юрием я знакома давно, он ставил на меня «Золушку», я очень люблю этого хореографа, он особенный. В балете «Герой нашего времени», который он поставил в Большом театре, такая русская душа и при этом очень красивый хореографический язык. Я давно хотела, чтобы этот хореограф для меня что-то сделал, давно с ним вела переговоры. И когда увидела его балет «Франческа да Римини», конечно же, влюбилась и в музыку, и в хореографию, и в саму историю. Второй балет - «Пока не прошел дождь» Патрика де Бана. С ним я тоже уже работала, он ставил для меня небольшой номер «Дуэт». И я ему сразу после премьеры предложила поучаствовать в проекте Amore.

С третьим балетом я очень долго не могла определиться. «Штрихи через хвосты» мне предложил станцевать Юрий Баранов, продюсер Amore (в данном случае «хвосты» - авторский знак, которым Моцарт якобы перечеркивал хвосты нот. - Прим. ред.). Моцарт - это здорово, я еще не танцевала на его музыку, там звучит 40-я симфония. Получился балет с иронией, юмором и при этом с большим вкусом. Маргарита Донован - потрясающий хореограф, я почувствовала от нее такое тепло, такую хорошую энергию. Этот балет для меня и для всей команды ребят, которые танцуют, дался труднее всего. Две с половиной минуты из него мы учили три часа. Но когда все уже вошло в тело, все мы стали получать огромное удовольствие.

- Вы давно делаете самостоятельные номера. Что привлекает вас в современной хореографии?

- По прошествии времени, когда ты уже станцевала все классические балеты, некоторые в семи - десяти различных редакциях, хочется что-то новое делать. Нужно дальше развиваться. Поэтому я сейчас очень много внимания уделяю современной хореографии. Даже просто для того, чтобы открыть что-то новое в себе.

- Среди участников Amore два премьера Большого театра: восходящая звезда Денис Родькин и один из лучших танцовщиков Михаил Лобухин...

- Я много танцую и с Денисом, и с Мишей. Во «Франческа да Римини» оба танцуют и в «Штрихи через хвосты». Денис Родькин постоянно растет. Так сложилось в последнее время, что практически во все премьеры вводила его я. У Дениса, как мне кажется, безграничный потенциал, я вижу, как он все время развивается. Запомните это имя. Мишу Лобухина я знаю очень давно, он замечательный артист. Те спектакли Григоровича, которые он танцует, ему невероятно идут - и «Спартак», и «Иван Грозный». Мне кажется, он сделал правильный шаг, перейдя из Мариинского театра в Большой. Думаю, что в другом театре он бы так не раскрылся, как в Большом.

- В этом году Юрию Григоровичу исполнилось 90. Что значат для вас его балеты?

- Это уникальная личность. Когда он появляется, вокруг него сразу создается особенная атмосфера. Говорят, что театр - это храм. Так Григорович для меня как патриарх этого храма. Его спектакли, особая его энергетика... Я никогда не встречала таких людей.

Можно сказать, что он совершил революцию в балете. Представляете: открывался фестиваль Григоровича, он вышел перед началом спектакля «Щелкунчик», публика приветствовала его стоя. И вот он стоит, кланяется, кланяется, публика его не отпускает, крики «браво», аплодисменты. Он стоял-стоял и, наконец, молча сделал небольшое движение рукой, как бы жестом скомандовал: «Садитесь, хватит!». И в зале установилась абсолютная тишина. Думаю, на такое способен только Юрий Николаевич.

Я знаю, что у него еще есть много интересных мыслей и идей по поводу новых балетов. Но он говорит, что не может их поставить, потому что не может показать - Юрий Николаевич всю жизнь показывал придуманные им движения. Он все время танцевал вместе с артистами, не меньше, чем они: и с кордебалетом, и с солистами, с женщинами и мужчинами. Здорово, что публика очень любит его спектакли, и артисты очень любят их танцевать.

- А что вы танцевали на фестивале Григоровича?

- У меня была премьера, я станцевала Анастасию в балете «Иван Грозный». Надеюсь, что эта партия тоже станет для меня одной из самых любимых.

- Давайте вернемся к предстоящему в Петербурге выступлению. Хочу спросить вас о балете Патрика де Баны. Там очень интересен подбор музыки - Баха, Отторино Респиги и Карлоса Пино-Кинтаны.

- Это был полностью выбор Патрика. Все, что касается музыки, костюмов, атмосферы, - все это он.

- А как оценил подбор музыки ваш муж скрипач Вадим Репин?

- Ему вообще нравится этот проект. Мы его уже много раз показывали и в Европе, в дальнем и ближнем зарубежье, и в Большом театре.

- И у вас и у вашего супруга жесткий гастрольный график. Вам вообще удается видеться друг с другом?

- У нас, между прочим, есть совместный проект, называется «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Там мы вместе на сцене: он играет, а я танцую.

- В ту программу входит замечательная миниатюра, поставленная японкой...

- ...Матоко Хирояма. В моем репертуаре это популярный номер, «шлягер». Я его давно танцую. Однажды в Японии на концерте звезд мирового балета, где было много разных исполнителей, я услышала музыку, которая не может не взволновать душу. И пришла на сцену посмотреть, кто же там репетирует. Увидела маленькую танцовщицу, она меня просто заворожила - ее хореография, ее исполнение. Она так чувствует! Я танцую этот номер, который называется Revelation («Откровение». - Прим. ред.), по-другому. В прошлом году мы приезжали в Японию с Вадимом Репиным и показывали эту программу. Матоко была в полном восторге, и японская публика тоже. Потому что нечасто исполняют постановки японских хореографов, тем более таких прекрасных. Я рада, что выучила этот номер. Когда я его учила, Матоко приезжала в Москву и работала со мной.

- Очень надеюсь, что этот номер вы тоже когда-нибудь покажете в Петербурге.

#Светлана Захарова #примабалерина #Большой театр

Комментарии