От неолита до модерна
Ткани окружают людей с первого до последнего дня, но мало кто знает об их истории и жизни. Заполнить пробел способна выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля», развернутая в Георгиевском, Пикетном и Гербовом залах Зимнего дворца.

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА
В первых двух разместилась историческая часть экспозиции, демонстрирующая одну из богатейших в мире эрмитажную коллекцию тканей, ковров, костюмов, вышивок, кружев. Пикетный зал посвящен искусству реставраторов, продлевающих жизнь музейным предметам. Здесь знамена, шпалеры, церковное облачение, светские и военные костюмы, мундиры императоров и платья императриц.
Особый интерес вызывают вещи из гардероба Петра I: его полтавский мундир и парадный костюм, сшитый для коронации Екатерины I, надетый после смерти императора на его восковую персону. Приковывают взгляд платья Екатерины II, Марии Федоровны, супруги Александра II, и последней императрицы Александры Федоровны, созданные руками мастеров ведущих отечественных и европейских модных домов.
Уникальная работа реставраторов - кафтан и штаны, поднятые археологами с затонувшего в 1724 году судна «Архангел Рафаил».
Нельзя не обратить внимание на комплект из седла и сбруи, принадлежавший Екатерине II, доспех индийского воина XVIII века, название которого переводится как «одежда из тысячи гвоздей», или обладающую богатым гардеробом и множеством аксессуаров куклу-голландку, подаренную Александру I в 1814 году в городе Заандам...
О том, как формировалась экспозиция и ее особенностях нашему корреспонденту рассказала куратор выставки старший научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Татьяна Лехович:
- Комплексная выставка, посвященная текстилю от неолита до ХХ века, в Эрмитаже развернута впервые. Здесь очень много ранней, отреставрированной специально к выставке, археологии, которую мы наконец-то показываем. Много средневековых европейских памятников. Они мало выставлялись или не выставлялись совсем.
Мы старались выбрать наиболее яркие, характеризующие какой-то особенный этап, технологию, особенную историю или происхождение. Отбирали вещи наиболее зрелищные.
Древнейшие относятся к III тысячелетию до н. э. Их создавали строители свайных поселений на северо-западе России.
Скифскую эпоху представляют находки, сделанные эрмитажной экспедицией в курганах Аржан в Туве и в «ледяных» курганах Алтая, в первую очередь Пазырыкских.
Ткань - органика, очень плохо сохраняется. Почти на всех территориях она разрушается полностью в пыль. Благодаря нашему холоду и болотистым почвам ткань консервируется. Мы можем делать находки на территории нашей страны - в отличие от многих других стран, например, Греции. Там почти ничего нет.
Вытканные золотыми нитями каймы - изделия ранневизантийского времени из коллекции, собранной в разрушенном склепе VI - VII веков в Керчи.
Находки Старой Ладоги - наше средневековье. Там были найдены и ткацкие инструменты. Они хорошо сохранились. Можно видеть, чем делали ткани.
Уникальны вещи из могильника Мощевая Балка на Северном Кавказе в Адыгее, где в VIII - IX веках проходил один из отрезков Шелкового пути.
По словам Татьяны Лехович, в Эрмитаже одна из лучших в мире коптских коллекций. Копты - египетские христиане. На территории северного Египта колонии христиан очень долго и консервативно сохраняли античную технологию ткачества. Узоры ткали иногда столетиями. Секреты передавались из поколения в поколение.
В Египте сухой климат, песок, археологические ткани сохраняются. Их много, они известны, благодаря им мы можем говорить об античных технологиях.
Смысл нашей выставки и в том, чтобы привлечь внимание посетителей к постоянным экспозициям. Показать, что в Эрмитаже есть не только Рембрандт и Рубенс. Есть еще редчайшие вещи, такие как археологические находки Аржана, Пазырыка, Мощевой Балки.
В Георгиевском зале висят большие шпалеры.
- Одну из них мы повесили со смыслом, - поясняет Татьяна Лехович. - Это подарок Петру I от короля Людовика XV, сделанный во время визита русского царя во Францию. Петр сам выбрал серию из четырех огромных гобеленов со сценами из Нового Завета. Они сохранились в нашей коллекции. Один гобелен находится в Версале на выставке, посвященной 300-летию визита Петра во Францию, которую открывали президенты обеих стран. Другой мы повесили на нашей выставке, он очень большой и ни в какие экспозиции не помещается.
Материалы рубрики
Михаил Пиотровский. Мы меняем вектор внимания
«Петербург-концерт» устроит в Эрмитаже День Рахманинова
Творение Росси. Исполняется 30 лет с момента передачи восточного крыла Главного штаба Эрмитажу
Михаил Пиотровский. Музейные спутники меняют орбиты
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии