От «Овечки» до «Иволги». Что показали на салоне железнодорожной техники и технологий?

В Музее железных дорог России завершил работу четырехдневный XI международный салон техники и технологий пространства 1520 «PRO//Движение. Экспо». В этом году в нем приняли участие более 130 российских и иностранных компаний железнодорожного машиностроения, которые обсуждали вопросы внедрения отечественных цифровых технологий и инновационных решений в своей области.

От «Овечки» до «Иволги». Что показали на салоне железнодорожной техники и технологий? | ФОТО Валентина ЕГОРШИНА/ТАСС

ФОТО Валентина ЕГОРШИНА/ТАСС

Работу салона, который впервые принимали наш город и Октябрьская железная дорога, разделили на два этапа. 24 и 25 августа — Деловые дни — собрали специалистов в сфере железнодорожного машиностроения. 26 и 27 августа во время Дня открытых дорог петербуржцы и гости города на специально оборудованной площадке знакомились с экспозицией железнодорожной техники.

Деловая программа состояла из нескольких пересекающихся тем. Это «Технологический суверенитет» и «Беспилотные технологии», «Импортонезависимость в железнодорожном машиностроении» и «Пассажирский подвижной состав», «Развитие скоростного грузового движения и высокоскоростного пассажирского», а также поиск новых талантов для отрасли.

На открытии сессии «Железнодорожная отрасль в эпоху перемен. Условия достижения технологической независимости» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев отметил: «Петербург является колыбелью многих инженерных школ России. Символично, что дискуссии о состоянии и развитии железных дорог проходят в исторических декорациях — на фоне подвижного состава прошлых лет. Словно прошлое, настоящее и будущее соединились в этот день в одной точке».

Кобзев также обратил внимание собравшихся на то, что, несмотря на нынешнее развитие железнодорожного транспорта в условиях внешнего давления, компания чувствует себя уверенно: «Мы на недружественные шаги ответили более чем достойно, установив в прошлом году рекорд по объему перевозок. А показатели семи месяцев 2023‑го выше объемов аналогичного периода прошлого года. Невелика оказалась и доля иностранных комплектующих в российском подвижном составе, сейчас она не превышает 6 % (около 6 тыс. позиций из 240 тысяч используемых составляющих)».

Еще одним важным показателем работы компании стала локализация производства подвижного состава. ОАО «РЖД» выступает якорным заказчиком для поставщиков подвижного состава и элементов инфраструктуры, создавая дополнительные возможности в развитии производства. Но при этом требует от партнеров не просто повторить, а улучшить зарубежные решения. Поэтому отечественные «Ласточка 3.0» и «Иволга 4.0», новые маневровые и магистральные локомотивы, по ряду характеристик превосходят машины, созданные ранее в партнерстве с иностранными предприятиями.

Председатель совета директоров АО «Синара — Транспортные машины» Александр Мишарин подчеркнул, что санкции серьезно ускорили развитие собственных разработок: «Они простимулировали внедрение инновационных технологий, в том числе тех, о появлении которых внутри нашей страны мы не задумывались ранее. Например, это цифровые инженерные программы, станкостроение и силовая электроника».

На пленарном заседании форума второго дня встречи обсуждали перспективы развития транспорта и железнодорожного машиностроения. Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров отметил: «Для сохранения и укрепления лидирующих позиций нам совместно с машиностроительными холдингами предстоит до 2030 года обеспечить разработку и внедрение ряда инновационных технологий: водородные силовые установки, беспилотное управление и ВСМ. При этом — опираясь только на собственные компетенции и возможности».

Генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа считает, что ОАО «РЖД», предъявляя высокие требования к своей работе на протяжении последних 20 лет, последовательно развивает поставщиков, в том числе машиностроительные предприятия.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Дирекции тяги Дмитрий Пегов поведал о программах импортозамещения на примере эксплуатации «Сапсанов».

«Мы своими силами практически за месяц организовали техобслуживание поездов «Сапсан» и «Ласточка» — в кратчайшие сроки создали свою компанию. Процесс перехода на обслуживание поездов исключительно своими силами не такой критичный для нас — все идет в плановом режиме».

Комплекс технологических решений для увеличения грузооборота и повышения эффективности перевозочного процесса представил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Михаил Глазков.

Заместитель министра транспорта Валентин Иванов заявил, что сегодня машиностроителям необходимы длительные контракты на поставки техники и подвижного состава, а игрокам транспорт­но-логистического рынка — долгосрочные заказы на транспортную работу, включая пригородное движение.

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский на сессии говорил о технологической независимости: «Задачи, стоящие перед РЖД и страной — импортозамещение западных технологий, подготовка персонала и создание научной базы, — должны решаться оперативно и качественно».

Участники международного салона представили свои инновационные разработки и новейшую технику на площади более 6 тыс. квадратных метров. Трансмашхолдинг продемонстрировал модель новейшего электропоезда «Иволга 4.0», который сможет развивать скорость до 160 км/час, а в его головных вагонах теперь предусмотрены площадки для велосипедов и зарядки для электросамокатов.

В числе продемонстрированных новейших моделей — гибридный контактно-аккумуляторный электровоз постоянного тока ЭМКА2, электропоезд постоянного тока ЭП2ДМ, электровоз 3ЭС8 «Малахит», который станет базовой платформой для развития целого семейства локомотивов. Всего на выставку «приехали» 42 единицы самой современной техники.

В рамках международного железнодорожного салона компания «РМ Рейл», ведущий производитель грузового подвижного состава России, и Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) подписали соглашение о сотрудничестве.

— Это новый уровень взаимодействия. Железнодорожная отрасль уже сейчас ждет прорывных решений, и данное соглашение будет только способствовать успешной реализации смелых и перспективных идей, — резюмировал Сергей Виноградов, генеральный директор ВНИИЖТ.

Пока специалисты обсуждали горизонты развития железнодорожной отрасли, обновленные паровозы-старики «томились» перед своим выходом на подиум. И он наступил. Под аплодисменты, выпуская дым и оглушая всех пронзительными гудками, перед зрителями, в частности, проследовали ретропаровозы XIX века серии «Мягкий знак» и уникальная «Овечка» 1905 года выпуска…


#музей #ж/д #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7489) от 29.08.2023 под заголовком «От «Овечки» до «Иволги»».


Комментарии