Она смеялась вопреки. Со дня рождения Надежды Тэффи — 150 лет

21 мая по новому стилю исполнится 150 лет со дня рождения русской писательницы Надежды Александровны Лохвицкой, известной под псевдонимом Тэффи. Популярность ее коротких смешных (не без печали, а порой и горечи) рассказов была безмерна. Ее читали все — от императора Николая II до гимназистов.

Она смеялась вопреки. Со дня рождения Надежды Тэффи — 150 лет | РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО АВТОРА

Тэффи обладала великолепным чувством юмора — мягким, не злым, мрачноватым. Оно‑то и помогло ей сделать блистательную литературную карьеру, а затем, в годы испытаний, — выжить.

«Каждый мой смешной рассказ, в сущности, маленькая трагедия, юмористически повернутая» — так оценивала сама Тэффи свои произведения. И еще она говорила: «Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя жизнь — смешной анекдот, то есть трагедия».

Время, в которое жила Тэффи, было, мягко говоря, нестабильным. Брожения в умах, желание перемен при непонимании, что же именно должно измениться, митинги, демонстрации… И ощущение надвигающейся катастрофы, «ужаса при дверях» (как писал Блок). И вот наступил 1917 год. Ужас вошел в двери. Прежняя жизнь рухнула. Исчезли многие привычные вещи, казавшиеся чем‑то само собой разумеющимся. А потом начался голод, в домах не топили, на улицах стреляли.

Ее короткие рассказы из цикла «Миниатюры революции», опубликованные в периодической печати, фиксируют преходящий момент, бытовые подробности. Каким‑то непостижимым образом из этой повседневной шелухи, обрывков фраз, услышанных на улицах, в трамваях, маячит эпоха, сама История.

Вот одна из «миниатюр революции». Убирать снег некому. Объявлена трудовая повинность, мобилизация жителей на уборку снега: «А на улице новый жанр: буржуи снег чистят и газеты продают. Ничем их не проймешь. Дамы сшили себе зипунчики и тулупчики специально для уличных работ… В Смольном сидят хитрые люди. Издали ­декрет, чтобы все женщины до сорока лет отбывали снежную повинность. Пусть теперь найдется дура, которая всенародно признается, что ей больше сорока! Пока такой не нашлось».

Тэффи иронизирует, пытаясь юмором, как щитом, защититься от судьбы. Но ей страшно.

«Конечно, не смерти я боялась, — пишет в мемуарах «Ностальгия» Тэффи. — Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

Она решается на эмиграцию. Ей предстоял долгий и трудный путь — Киев, Одесса, Константинополь, наконец, Париж.

«Ностальгия» — летопись жизни беженцев, эмигрантов. Жизнь в эмиграции Тэффи назвала «загробной». До самой смерти она тосковала по России. И всегда помнила, как покидала ее: «Дрожит пароход, стелет черный дым. Глазами, широко, до холода раскрытыми, смотрю. И не отойду. Нарушила свой запрет и оглянулась. И вот, как жена Лота, застыла, остолбенела навеки и веки видеть буду, как тихо-тихо уходит от меня моя земля».

150‑летие со дня рождения Тэффи не отмечают широко. Но ее помнят и без юбилейных торжеств. Вот что рассказал литературовед, специалист по творчеству Тэффи Сергей Князев: «Удовольствие от книг Тэффи не кончается, ее произведения регулярно переиздаются с конца восьмидесятых годов прошлого века.

К 125‑летию со дня ее рождения московское издательство «Лаком» затеяло собрание ее сочинений. Его готовили московские филологи, специалисты Института мировой литературы РАН Елена Трубилова и Дмитрий Николаев. Тщательно подготовленное и прокомментированное, это издание, в котором вышло семь томов, остается наиболее авторитетным в литературовед­ческом плане.

Также к 125‑летию в Российском христианском государственном институте (Санкт-Петербург) планировалось выпустить трехтомник Тэффи. Его готовили Борис Аверин и американская славистка Элизабет Нитраур, но, к сожалению, вышел только один том, включавший доэмигрантские произведения Тэффи и ее более поздние мемуарные очерки. В 2011 году также московское издательство «Терра. Книжный клуб» выпустило собрание сочинений в пяти томах, адресованное массовому читателю. 

Больше собрания сочинений Тэффи не выходили, а жаль. Полноценное собрание Тэффи составило бы несколько десятков томов, многие ее произведения, оставшиеся на страницах дореволюционных и эмигрантских газет и журналов, до сих пор неизвестны широкой публике.

Зато в прошлом году вышла в переводе на русский книга американской исследовательницы Эдит Хейбер «Смеющаяся вопреки. Жизнь и творчество Тэффи», которая представляет собою увлекательное и обстоятельное повествование о писательнице».

К сожалению, не востребованы и пьесы Тэффи, которые на рубеже XIX – XX веков шли во многих театрах Петербурга. Сегодня мне удалось найти только один спектакль по пьесе Тэффи — «Женский вопрос» в Театре дождей. Это, кстати, самая первая пьеса, вышедшая из‑под ее пера. Она была поставлена в 1907 году на сцене Малого (Суворинского) театра, который располагался по хорошо известному петербуржцам адресу: Фонтанка, 65. С 1920 года там находится БДТ.

#писатель #литература #дата

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7172) от 20.05.2022 под заголовком «Она смеялась вопреки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?