Он был писателем-воином. Ушел из жизни Юрий Бондарев
29 марта в Москве умер писатель Юрий Бондарев. Ему было 96 лет. Как сообщила его вдова, писатель скончался дома, в своей постели.

Фото: Wikimedia Commons / Public Domain
В этот тревожный март, когда мир ведет войну с невидимым врагом, а сообщения о новых жертвах по всему миру напоминают сводки о военных действиях, эта смерть не осталась незамеченной. Ушел большой писатель, прошедший войну и написавшей о ней правду – «смелую окопную правду». Показавший войну не глазами полководцев, мыслящих большими масштабами, а глазами солдата, сидящего в окопе, над которым нависла смерть. Его произведения – «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег» можно поставить в ряд лучших книг о войнах, написанных за долгую историю человечества. Бондарев часто говорил, что не может быть в художественной литературе такого жанра, как «военный роман», в чистом виде. Потому что все равно это должен быть «роман о человеке». Самые грандиозные исторические события вряд ли способны тронуть душу читателя, если не показать их глазами обычного человека.
В соцсетях сейчас больше всего вспоминают его смелое и бескомпромиссное выступление на Всесоюзной партийной конференции 1988 года. Тогда он с высокой трибуны критиковал перестройку, сравнив ее с самолетом, который подняли в воздух, не позаботившись об аэродроме, где он мог бы приземлиться.
Он остался верен своим принципам, и это не может не вызывать уважения даже у тех, кто не согласен с позицией писателя, оставшегося советским со всех смыслах слова. Бондарев не принимал критику Советского Союза, считая социализм строем, наиболее близким к идеальному. В 1994-м он не принял от Ельцина орден Дружбы народов, пояснив, что «сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». А наград у него было много – два ордена Ленина, звезда Героя Труда и – самые дорогие – солдатские медали «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».
Юрий Бондарев оставался воином – смелым, честным и бескомпромиссным – до конца жизни. Таким и запомним.
Справка
Юрий Васильевич Бондарев родился в 1924 году в Орске, прошел Великую Отечественную войну. В 1951 году окончил Литературный институт имени А.М. Горького (семинар Константина Паустовского).
Начал печататься в 1949 году. В 1953 году вышел первый сборник рассказов Юрия Бондарева, «На большой реке». В дальнейшем опубликовал десять романов, а также повести, рассказы, миниатюры, литературные статьи.
Известность писателю принесли произведения, посвященные темам войны и послевоенной жизни — повесть «Батальоны просят огня» (1957), романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964) и «Горячий снег» (1970). Он стал одним из наиболее ярких представителей «лейтенантской прозы», авторы которой писали, опираясь на личный фронтовой опыт.
По произведениям Юрия Бондарева снят ряд фильмов, в том числе «Тишина» (1963) Владимира Басова, «Освобождение» (1968–1971) Юрия Озерова, «Горячий снег» (1972) Гавриила Егиазарова, «Берег» (1983) Александра Алова и Владимира Наумова, «Батальоны просят огня» (1985) Владимира Чеботарева и Александра Боголюбова, «Выбор» (1987) Владимира Наумова.
Материалы рубрики
Ничто не будет страшно. Со дня рождения Николая Гумилева – 135 лет
В Петербурге почтили память Константина Циолковского
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии