«В Россию я возвращаюсь всегда». Памяти Кшиштофа Пендерецкого
Знаменитый композитор ушел из жизни в минувшее воскресенье. Ему было 86 лет.
Фото: Wikimedia Commons / Pr osv / CC BY-SA 4.0
Не стало выдающегося композитора наших дней. Без его музыки трудно представить сегодня афиши филармонических залов во всем мире. А в Советском Союзе произведения Кшиштофа Пендерецкого (1933 – 2020) были для нас – молодежи 50-х -60-х годов прошлого века – глотком свободы, более доступной, нежели произведения других западных авангардистов, потому что приходили из социалистической Польши.
Мы искали на полках магазина под вывеской «Книги стран народной демократии» новые поступления польской литературы о современной музыке – журналы, справочники, путеводители по концертам, монографии... Со словарем в руках мы читали биографические очерки, статьи о композиторах, чьи имена были полузапретны, чьи партитуры были недоступны. Читали рецензии на концерты «Варшавской осени» – первого фестиваля современной музыки за «железным занавесом» (с 1954 года), без которого, я думаю, не было бы и фестиваля «Ленинградская музыкальная весна», появившейся десятилетие спустя.
Мы узнавали музыку Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого, Казимежа Сероцкого, Тадеуша Берда, Гражины Бацевич, Генрика Миколая Гурецкого... В хрущевскую «оттепель» началось очное знакомство с польскими композиторами, позже они не раз были гостями «Ленинградской музыкальной весны».
По-особому памятен концерт, в котором Симфонический оркестр Ленинградской филармонии впервые в Советском Союзе исполнил, как теперь сказали бы, «знаковое» произведение новой польской школы «Плач по жертвам Хиросимы» для 52 струнных инструментов Кшиштофа Пендерецкого. Дирижировал Генрик Чиж. В перерыве между репетициями я знакомился с диковинной партитурой Пендерецкого, чтобы предварить ее исполнение аннотацией для слушателей концерта. Слышанные прежде в записи произведения Пендерецкого 60-х годов, отмеченные поисками новейших выразительных средств, казались нам верхом музыкального авангарда.
Когда же лет сорок назад в Ленинграде впервые прозвучали Альтовый и Второй виолончельный концерты, Адажиетто из оперы «Потеряный рай» Пендерецкого, между почитателями его таланта началась междоусобица. Одни приветствовали отход композитора от экспериментов со звуком, и обращение к живой музыкальной интонации – к тому, что потом исследователи назовут неоромантическим стилем Пендерецкого. Другие яростно нападали на него за измену музыкальному авангарду, за измену себе, идеалам нонконформистской молодости. Пендерецкий в интервью ответил тогда на эти обвинения: «Это не я предал авангард, это авангард 60-х годов, по-моему, предал музыку, потому-то наши пути должны были разойтись».
В опусах зрелого Пендерецкого возрастает роль традиции: «Мы все еще пишем новую музыку в старых формах, – говорил он. – Моей целью является не движение вперед во что бы то ни стало и – возможно, как следствие этого – разрушение музыки вообще, но открытие новых источников вдохновения в прошлом». Таким источником стала для Пендерецкого музыка Шостаковича; ее маэстро открыл для себя, встав за дирижерский пульт и начав исполнять симфонии нашего великого соотечественника по всему свету.
Уже в середине 60-х появились «Страсти по Луке» – захватывающее сочинение, о котором сам композитор сказал: «Страсти» – это муки и смерть Христа, но также муки и смерть заключенных Освенцима, свидетельство трагического опыта человечества в середине ХХ столетия...».
«Польский реквием» в его окончательной редакции создавался на протяжении двух десятилетий. Впервые он был исполнен в Штутгарте 28 сентября 1984 года под управлением Мстислава Ростроповича. Затем Реквием был исполнен на фестивале Пендерецкого в Стокгольме 1 ноября 1993 года; за дирижерским пультом стоял автор. И, наконец, в 2005 году после кончины Папы Иоанна Павла II, в своем лице соединявшего религиозного деятеля и политика и создававшего образ Польши во всем мире, Пендерецкий дописал заключительную часть Реквиема – Чакону для струнного оркестра, которую посвятил памяти польского Папы. Премьерой 17 сентября 2005 года во Вроцлаве дирижировал автор. В таком окончательном виде Реквием прозвучал в октябре 2007 года и в Санкт-Петербурге.
Фото: Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0
За дирижерским пультом стоял автор (к тому времени – опытный дирижер), вокальные партии были отданы квартету польских солистов, и возникло ощущение музыки, воспринятой, так сказать, «из первых рук». Подлинности не нарушили выступившие с необыкновенным подъемом темиркановский оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Петербургский камерный хор (художественный руководитель Николай Корнев) и Камерный хор Смольного собора (художественный руководитель Владимир Беглецов). Инициативе Владимира Беглецова и возглавляемого им коллектива (ныне Концертного хора Санкт-Петербурга) мы обязаны превосходным исполнением православной «Утрени» Пендерецкого. Ее ставят в один ряд с «Всенощной» Рахманинова, «Литургией» Чайковского.
Пендерецкий любил Россию: «Есть места, в которые хочется возвращаться, – сказал он в недавнем интервью. – В Россию я возвращаюсь всегда… Я уверен, что нам нужен этот культурный обмен».
Прощайте, пан Кшиштоф! Ваша музыка нам по-прежнему нужна, она учит любви к человеку и потому останется навсегда.
Комментарии