«В Россию я возвращаюсь всегда». Памяти Кшиштофа Пендерецкого

Знаменитый композитор ушел из жизни в минувшее воскресенье. Ему было 86 лет.

«В Россию я возвращаюсь всегда». Памяти Кшиштофа Пендерецкого | Фото: Wikimedia Commons / Pr osv / CC BY-SA 4.0

Фото: Wikimedia Commons / Pr osv / CC BY-SA 4.0

Не стало выдающегося композитора наших дней. Без его музыки трудно представить сегодня афиши филармонических залов во всем мире. А в Советском Союзе произведения Кшиштофа Пендерецкого (1933 – 2020) были для нас – молодежи 50-х -60-х годов прошлого века – глотком свободы, более доступной, нежели произведения других западных авангардистов, потому что приходили из социалистической Польши.

Мы искали на полках магазина под вывеской «Книги стран народной демократии» новые поступления польской литературы о современной музыке – журналы, справочники, путеводители по концертам, монографии... Со словарем в руках мы читали биографические очерки, статьи о композиторах, чьи имена были полузапретны, чьи партитуры были недоступны. Читали рецензии на концерты «Варшавской осени» – первого фестиваля современной музыки за «железным занавесом» (с 1954 года), без которого, я думаю, не было бы и фестиваля «Ленинградская музыкальная весна», появившейся десятилетие спустя.

Мы узнавали музыку Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого, Казимежа Сероцкого, Тадеуша Берда, Гражины Бацевич, Генрика Миколая Гурецкого... В хрущевскую «оттепель» началось очное знакомство с польскими композиторами, позже они не раз были гостями «Ленинградской музыкальной весны».

По-особому памятен концерт, в котором Симфонический оркестр Ленинградской филармонии впервые в Советском Союзе исполнил, как теперь сказали бы, «знаковое» произведение новой польской школы «Плач по жертвам Хиросимы» для 52 струнных инструментов Кшиштофа Пендерецкого. Дирижировал Генрик Чиж. В перерыве между репетициями я знакомился с диковинной партитурой Пендерецкого, чтобы предварить ее исполнение аннотацией для слушателей концерта. Слышанные прежде в записи произведения Пендерецкого 60-х годов, отмеченные поисками новейших выразительных средств, казались нам верхом музыкального авангарда.

Когда же лет сорок назад в Ленинграде впервые прозвучали Альтовый и Второй виолончельный концерты, Адажиетто из оперы «Потеряный рай» Пендерецкого, между почитателями его таланта началась междоусобица. Одни приветствовали отход композитора от экспериментов со звуком, и обращение к живой музыкальной интонации – к тому, что потом исследователи назовут неоромантическим стилем Пендерецкого. Другие яростно нападали на него за измену музыкальному авангарду, за измену себе, идеалам нонконформистской молодости. Пендерецкий в интервью ответил тогда на эти обвинения: «Это не я предал авангард, это авангард 60-х годов, по-моему, предал музыку, потому-то наши пути должны были разойтись».

В опусах зрелого Пендерецкого возрастает роль традиции: «Мы все еще пишем новую музыку в старых формах, – говорил он.  – Моей целью является не движение вперед во что бы то ни стало и – возможно, как следствие этого – разрушение музыки вообще, но открытие новых источников вдохновения в прошлом». Таким источником стала для Пендерецкого музыка Шостаковича; ее маэстро открыл для себя, встав за дирижерский пульт и начав исполнять симфонии нашего великого соотечественника по всему свету.

Уже в середине 60-х появились «Страсти по Луке» – захватывающее сочинение, о котором сам композитор сказал: «Страсти» – это муки и смерть Христа, но также муки и смерть заключенных Освенцима, свидетельство трагического опыта человечества в середине ХХ столетия...».

«Польский реквием» в его окончательной редакции создавался на протяжении двух десятилетий. Впервые он был исполнен в Штутгарте 28 сентября 1984 года под управлением Мстислава Ростроповича. Затем Реквием был исполнен на фестивале Пендерецкого в Стокгольме 1 ноября 1993 года; за дирижерским пультом стоял автор. И, наконец, в 2005 году после кончины Папы Иоанна Павла II, в своем лице соединявшего религиозного деятеля и политика и создававшего образ Польши во всем мире, Пендерецкий дописал заключительную часть Реквиема – Чакону для струнного оркестра, которую посвятил памяти польского Папы. Премьерой 17 сентября 2005 года во Вроцлаве дирижировал автор. В таком окончательном виде Реквием прозвучал в октябре 2007 года и в Санкт-Петербурге.


Фото: Wikimedia Commons / CC BY-SA 2.0

За дирижерским пультом стоял автор (к тому времени – опытный дирижер), вокальные партии были отданы квартету польских солистов, и возникло ощущение музыки, воспринятой, так сказать, «из первых рук». Подлинности не нарушили выступившие с необыкновенным подъемом темиркановский оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Петербургский камерный хор (художественный руководитель Николай Корнев) и Камерный хор Смольного собора (художественный руководитель Владимир Беглецов). Инициативе Владимира Беглецова и возглавляемого им коллектива (ныне Концертного хора Санкт-Петербурга) мы обязаны превосходным исполнением православной «Утрени» Пендерецкого. Ее ставят в один ряд с «Всенощной» Рахманинова, «Литургией» Чайковского.

Пендерецкий любил Россию: «Есть места, в которые хочется возвращаться, – сказал он в недавнем интервью. – В Россию я возвращаюсь всегда… Я уверен, что нам нужен этот культурный обмен»

Прощайте, пан Кшиштоф! Ваша музыка нам по-прежнему нужна, она учит любви к человеку и потому останется навсегда.

#композитор #музыка #память

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?