Одиссея капитана Крейна. Чем интересен роман «Невеста ветра» Наталии Осояну?

Казалось бы, нет ничего проще, чем сочинять остросюжетную прозу: все ходы и приемы известны со времен Дюма-пэра и Артура Конан Дойла, садись да пиши. Но ощущение это обманчивое:по-настоящему увлекательных приключенческих книг в России выходит едва ли не меньше, чем психологических романов с «толстоевщиной» в подкладке. Одним из редких исключений стала «Невеста ветра» кишиневской писательницы Наталии Осояну, лихая авантюрная история про обаятельных и романтичных корсаров.

Одиссея капитана Крейна. Чем интересен роман «Невеста ветра» Наталии Осояну? | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

«Последние дни Нового Парижа» Чайны Мьевиля, «Луна» Йена Макдональда, «Вавилонские Книги» Джосайи Бенкрофта, «Сказки сироты» Кэтрин Валенте, «Божественные города» Роберта Джексона Бэннетта. Фэнтези, научная фантастика, сюрреалистическая проза... Что общего у этих книг? Только одно: на русский язык все их перевела Н. Осояну, преподавательница международного права из Кишинева. Несколько лет назад Наталия была удостоена престижной международной премии «Еврокон» - именно в амплуа переводчика. А вот то, что начинала свою литературную карьеру Осояну как прозаик, как-то выветрилось из памяти читателей. Что ж, самое время напомнить. Повод есть: роман «Невеста ветра» объемом полтысячи страниц вышел в издательстве «АСТ», открыв собой книжную серию «Дети Великого Шторма».

Сразу оговорюсь во избежание недомолвок: да, в 2007-м, двенадцать лет назад, книга с таким названием у Осояну уже выходила. Тонкость в том, что для нового издания писательница основательно переработала текст: появились новые эпизоды, изменились мотивы героев, характеры усложнились и приобрели законченность. По сути, это новый роман с той же сюжетной канвой - более зрелый, более техничный. Ремикс, новая аранжировка мелодии, перезапуск авторского проекта после вынужденного десятилетнего простоя.

Молодая целительница Эсме, главная героиня «Невесты ветра», живет в мире, где сверхспособностями обладает если не каждый второй, то по крайней мере каждый десятый. Кто-то читает мысли, кто-то врачует раны наложением рук, кто-то мгновенно запоминает любой прочитанный текст или услышанное слово, кто-то повелевает стихией огня. Разные кланы - разный набор умений. У исконных обитателей островов, раскиданных в вечно бушующем океане, способности выражены послабее, у пришельцев, тысячу лет назад спустившихся с небес, - посильнее. Кроме людей в этом мире обитает множество других разумных рас, иногда антропоморфных (например, простодушные и медлительные потомки неандертальцев), иногда не очень. Наконец, большую часть планеты занимает океан: огромный, непредсказуемый, кипящий жизнью, населенный чудовищными кракенами и левиафанами, будто выплывшими из кошмара Г. Ф. Лавкрафта. Преодолеть эту бездну, перебраться с берега на берег можно только на живом корабле, не то чтобы разумном по человеческим меркам, но тонко чувствующем и находящемся в симбиотической связи со своей командой. На борту такого судна, носящего имя «Невеста ветра», и оказывается Эсме - под присмотром капитана Крейна, самого галантного и загадочного пирата, когда-либо бороздившего эти странные волны.

Фантастика фантастикой, но Осояну не замыкается в рамках одного жанра. «Невеста ветра» состоит в близком родстве с «Островом сокровищ» и «Одиссеей капитана Блада», «Пиратами Карибского моря» и сериалом «Черные паруса», аниме «Капитан Харлок» и One Piece. Карта сокровищ, кровавые абордажные схватки «спиной к спине у мачты, против тысячи вдвоем», разноцветные паруса на горизонте, внушающие то надежду, то тревогу, молодой строптивый капитан со жгучей р-р-романтической тайной - писательница обыгрывает все классические паттерны авантюрно-приключенческой пиратской прозы.

Впрочем, на самом деле мир, где происходит действие «Невесты ветра», устроен еще причудливее: правящие кланы сверхлюдей ведут бесконечную борьбу за власть, на дальних островах таятся последние представители вымирающих племен, в глубинах океана процветает совсем другая, негуманоидная цивилизация... Пятьсот страниц, и на каждой мир открывается нам новой гранью. Конечно, это мало что говорит о книге в целом: придумать запутанный «сеттинг» (место, время и условия действия. - Прим. ред.), расставить декорации, ярко расписать театральный задник - первое, чему учится любой писатель-фантаст. К сожалению, часто и последнее. Что делать со всем этим богатством, коллеги Осояну обычно представляют слабо, а конфликты разрешают самым очевидным, прямолинейным способом. Но это определенно не наш случай: тщательной расстановкой фигур на доске писательница не ограничилась.

Самое сильное место «Невесты ветра» - драматургия. Наталия Осояну навязала таких морских узлов, что развязывать придется до конца трилогии: у каждого на борту фрегата есть своя тайна, и часто не одна, вокруг каждого разворачивается своя собственная интрига. Писательница постоянно держит читателей в напряжении: любая разрешившаяся загадка порождает две новые, одна интрига плавно перетекает в другую, ружья на стенах, замаскированные под элемент декора, с оглушительным грохотом извергают дым и пламя.

Пожалуй, единственный серьезный недостаток романа - «Невеста ветра» обрывается буквально на полуслове, без промежуточного финала, «на самом интересном месте». Как признается Осояну, «Дети Великого Шторма» не столько трилогия, сколько одна гигантская книга, по техническим причинам разделенная на три тома. Впрочем, беда не велика: история литературы, в том числе литературы жанровой, знает много подобных примеров - скажем, «Властелин колец», разбитый автором на части исключительно по настоянию издателей.

И если взглянуть под таким углом, недостаток превращается в достоинство: профессор Дж. Р. Р. Толкиен, согласитесь, не худшая компания для писателя и переводчика.

#книги #литература #новинки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6591) от 18.12.2019 под заголовком «Одиссея капитана Крейна».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?