Обращаясь к городу и миру

Обращаясь к городу и миру |

По версии роттердамского университета Эрасмус, Эрмитаж вошел в пятерку музеев мира с лучшей репутацией. Как подчеркивают исследователи, авторитетный музей повышает репутацию города.

Мы многое сделали, чтобы Эрмитаж стал глобальным музеем, об этом говорят открытые фондохранилища, центры-спутники в других городах...

Эрмитаж - музей мира. Выездные выставки - продолжение его залов за пределами Петербурга. Показ «Скифов» в Британском музее связан с представлением «Сокровищ царей» в Амстердаме и с «Революцией» в Зимнем дворце. Мы создаем поводы, чтобы люди ездили по миру.

Глобальный музей не делит публику на свою и чужую. Он обращается ко всем. Мы планируем выставки и события. Для нас нет разницы, где это будет - в Казани, Париже, Лондоне или Петербурге.

Но наступил этап, когда надо повернуться от мира к городу. К обострению международной обстановки это отношения не имеет.

Дни Эрмитажа в Екатеринбурге, Омске, Астане становятся событием. Как мне кажется, в Петербурге это пока не осознается. Праздник утвержден как городской, но ощущения, что его ждут, воспринимают не просто как серию новых выставок, пока нет.

В день рождения Эрмитажа 7 декабря традиционно на Дворцовой площади весь день звучала музыка. Эрмитаж «выплескивается» на площадь. Мы хотели транслировать музыку и во дворе, где стоит очередь. Одни посетители в восторге, другие не понимают, зачем это нужно. Очереди в музеи особенные, они были на выставках Серова, Айвазовского... Люди там разговаривают, фотографируются, выкладывают в «Инстаграм», читают книжки. Это хорошие очереди, они должны быть частью жизни музея и города.

Обращаясь к городу, музей берет на себя множество важных функций. В Дни Эрмитажа главное - открытие постоянных экспозиций и выставок. Но есть и другие, не менее значимые, события.

В их числе вечер памяти Олега Каравайчука, человека, тесно связанного с Петербургом, ставшего частью его культуры. Не все, кто пришел в Эрмитажный театр на вечер памяти, давно «прикипели» к Эрмитажу. Но они пришли, чтобы почтить память Каравайчука.

На следующий день был вечер памяти Иосифа Бродского. Кроме всех его великих достоинств, это тоже человек петербургской культуры. Он был знаковой фигурой в городе. Здесь прошел знаменитый судебный процесс, который стал его моральной победой. Люди пришли на вечер памяти Бродского в Эрмитаж.

Мы провели несколько пресс-конференций, рассказывая о том, что музеи дают городу и обществу. Часто это недооценивается. Тот, кто участвует в процессе, ценит. Тому, кто смотрит со стороны, не всегда видно, как много музеи делают. Сейчас это особенно важно, потому что образовалась огромная пропасть между обществом и культурой, учреждения культуры подвергаются нападкам со всех сторон.

Мне уже приходилось разъяснять, что Эрмитаж больше чем музей. Выставка, посвященная революции, тому пример. Мы «приглушили» дух музея из Зимнего дворца, чтобы дворец «заговорил» о прошлом.

В Дни Эрмитажа открылась постоянная экспозиция резных камней в зале, для них предназначенном. Из резных камней родился Эрмитаж, потому что ими увлекалась Екатерина Великая. На выставке показаны не только камни и то, как они хранились, но и слепки, копии. Можно получить представление о том, как они соотносились с подлинниками. Есть намек на историю знаменитой камеи Гонзаго. Наполеон подарил ее Жозефине, она - Александру I. Одна из трех лучших камей мира стала образцом для парных портретов - Наполеона с его женами, Александра I с супругой. Рассказ про нашу историю привлекает людей.

В музей кто-то ходит часто, кто-то от случая к случаю, когда просыпается интерес.

Открытие экспозиции костюмов в РХЦ в Старой Деревне - очередной пример того, как мы работаем с коллекциями, музейными запасниками. Время от времени возникают голоса: в музейных запасниках много всего, надо раздать... Это звучало в 1920-е годы и привело к распродаже музейных вещей. Я все время говорю: есть решение, предложенное Эрмитажем, воспринятое мировым музейным сообществом, - надо строить открытые хранилища.

В нашем новом хранилище костюмы стоят «толпой», в музее их так показать невозможно. За стеной помещения, где костюмы хранятся, когда не висят на манекенах. Они будут сменять друг друга, участвовать в динамичном процессе. Это привлекает людей, интересующихся модой, и тех, кто дарит Эрмитажу костюмы: Диана Вишнева, Анна Нетребко, Ксения Раппопорт...

Эрмитаж дает людям пищу для глаз и ума, которую никто другой дать не может. Выставку витрин, как у нас в РХЦ в Старой Деревне, ни один музей мира не может себе позволить. Ни у кого нет такой коллекции.

А рядом экспозиция Средней Азии: громадные палатки, вокруг замечательное оружие, украшения. Образ создается благодаря соединению хранилища и экспозиции. Это нравится посетителям. Хранилища всегда предназначались для специалистов. Наши открытые фонды привлекают людей с разными, не только музейными, интересами.

Открытие экспозиции «Музей гвардии» в Главном штабе - событие политическое. Это рассказ об Императорской гвардии, которая почти вся погибла в Первую мировую и Гражданскую войны. Потомки гвардейцев приехали на открытие экспозиции, где есть зал вещей, ими подаренных и возвращенных в Россию. Там наполеоновское оружие, последний прижизненный портрет императора Николая II. Знамя Гренадерского полка во время Гражданской войны было передано гвардейцами на хранение в королевскую семью Великобритании с условием, что оно вернется в Россию, когда появится такая возможность. Знамя вернулось, история замыкается.

Особенность Эрмитажа - память места. Для гвардии это Дворцовая площадь. Экспонат номер один Музея гвардии - Александровская колонна, переданная городом Эрмитажу.

Музей хранит историческую память, которую впитали стены зданий на Дворцовой площади. Мы воссоздаем ее в разных формах, иногда чисто музейных, иногда нет. Все сливается в Дни Эрмитажа.

#Михаил Пиотровский #Эрмитаж

Комментарии