Объединяя Запад и Восток

Одним из приглашенных дирижеров Мариинского театра стал маэстро Александр РАХБАРИ. Иранский дирижер, впервые выступив на сцене Мариинского концертного зала минувшим летом на фестивале «Звезды белых ночей», теперь приезжает в наш город регулярно. Рахбари не только дирижер, но и композитор, и в сентябре состоялась российская премьера его поэмы «Так говорил Заратустра Спитама». В каждой программе маэстро сочетает музыку композиторов Запада и Востока. Об этом он рассказал журналисту Наталье КОЖЕВНИКОВОЙ

Объединяя Запад и Восток | Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2022 г.

Мариинский театр. Фотограф Михаил ВИЛЬЧУК. 2022 г.

Маэстро, кем вы больше себя ощущаете — композитором или дирижером?

— Я учился дирижировать в Вене у Ханса Сваровски, знаменитого дирижера и педагога. И композиции — у Готфрида фон Эйнема, знаменитого композитора. И я не планировал быть дирижером. Но, когда мне исполнилось 24, я дирижировал исполнением моей музыки в Концертхаусе в Вене, а также произведениями Бетховена и Мендельсона. Этот оркестр сразу же пригласил меня на следующий сезон, чтобы дирижировать исполнением классической музыки. И я это приглашение принял. А два года спустя стал обладателем золотой медали на международном конкурсе дирижеров во Франции. После этого у меня было много приглашений дирижировать в Париже, Лондоне, Вене, Праге. И я продолжал писать музыку. Писал много, но не исполнял, потому что это выглядело бы как использование своего положения, ведь я был музыкальным директором в филармониях Брюсселя, Загреба, Монако, Праги. Здесь, в Петербурге, я гость и могу раз в год включить в программу исполнение одного из своих произведений. У меня есть огромный цикл «Моя мать Персия», он включает в себя разнообразную музыку, куда входит и симфоническая поэма «Так говорил Заратустра Спитама».

Во многих языках родной стране присваивают мужскую роль, называют отцом. Но мне хотелось сказать именно «Моя мать Персия».

Мы Россию тоже называем матерью.

— Да, я знаю.

Что для вас значит работать в России?

— Я приехал сюда в июле на один концерт. Но маэстро Гергиев предложил остаться еще на неделю и дирижировать. После мы договорились о регулярной работе. Это для меня огромная честь. Мне пришлось поплатиться за это, потому что некоторые оркестры отменили мои концерты и записи в студиях. Но это не особо важно. Мне важно, что я здесь.

Мне кажется, что в музыке и спорте не должно быть санкций. Это нелепо. Почему я сейчас должен вводить санкции против Гергиева? Когда я был очень молод, я был ассистентом Караяна в Берлине, он был лучшим дирижером ХХ века. Но Караян дирижировал исполнением четырех опер за сезон. Маэстро Гергиев дирижирует исполнением четырех опер за одну неделю. Кто еще делает что‑то подобное? Кто еще на это способен? Этот человек — феномен, не просто дирижер. И если у вас хватает смелости ввести санкции против человека-феномена, против дара от Бога, это просто глупость.

В юности я получил стипендию шаха Ирана, чтобы ехать учиться композиции. Я хотел поехать в Россию. Все мои преподаватели были из вашей страны — учителя по фортепиано, гармонии, по дирижированию, по хору либо из России, либо из Армении, которая для нас тоже была Россией на тот момент. Но так получилось, что мне тогда сделали австрийскую визу, и я отправился в Вену. Теперь, когда я дирижирую исполнением моей музыки в России, это для меня нечто особенное.

Я работал с Леонидом Коганом, с Ростроповичем, с другими российскими музыкантами, исполнял много русской музыки: симфонии Чайковского, Рахманинова, Шостаковича…

Пришло время познакомиться с Россией ближе?

— Да. И я хотел бы объединять в концертах музыку западную и восточную. Есть прекрасные композиторы в Азербайджане, Армении, Турции, достойные внимания.

В поэме «Так говорил Заратустра Спитама» вы использовали оригинальные тексты, и хор Мариинского театра пел на персидском языке. Почему вы выбрали эту тему?

— Заратустру знают как жреца, пророка, философа, основателя религии, он жил около трех тысяч лет назад. Спитама — это род Заратустры, фамилия. Главное в его религии — следовать добру и отвергать зло. Он был очень позитивным философом. И это может быть руководством к жизни: говорить о добре, думать о добре и делать то, о чем вы говорите и думаете.

В Европе знают о Заратустре благодаря книге Ницше «Так говорил Заратустра», на этой основе написана прекрасная поэма Рихарда Штрауса. Но к Заратустре это отношения не имеет. А мне хотелось показать петербургской публике, кто такой настоящий Заратустра…

Я всегда хотел написать произведение на его текст. Но у меня не хватало на это смелости — я был молод, а имена Ницше и Штрауса были слишком известными. Но сейчас время пришло. Заратустра жил в Персии, я — иранец, поэтому музыка восточная.

Слова Заратустры, которые я использовал, невероятно красивы. Хор Мариинского театра замечательно пел на персидском, язык очень прост и похож на итальянский, в нем много гласных звуков.

Вы написали эту музыку для академического симфонического оркестра, но солист — народный певец. И, несмотря на академический состав оркестра, музыка восточная.

— Академической музыке я обучался в Вене, но в детстве и юности учился персидской музыке. Так что моя музыка — полноценное смешение этих двух музыкальных традиций — восточной и западной. Как и я сам. Я постарался найти баланс… Мне кажется, эта музыка людям понравилась.


#дирижер #музыка #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7299) от 17.11.2022 под заголовком «Объединяя Запад и Восток».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?