Объединяя культуры. Русский музей радует необычным разнообразием своих проектов
В Мраморном дворце открылась выставка китайского художника Хань Юйчэня «Сияние Тибета». В тот же день во дворе Строгановского дворца, ставшего новой экспозиционной площадкой, начала работу выставка фотографий «Настроения» епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия. Кроме того, музей представил на днях первую выставку в павильоне «Фонтан Лакоста» в Летнем саду.
ФОТО Вадима МИХАЙЛОВА
Тибет как он есть
Необычны для российского глаза сюжеты, как необычна и биография Хань Юйчэня — живописца, бизнесмена, каллиграфа, фотографа, поэта, коллекционера, успешного во всех своих начинаниях. Как отметила на вернисаже Алла Манилова, генеральный директор Русского музея, выставка Хань Юйчэня, одного из самых известных в мире китайских художников, — большое событие для всех художественных музеев нашей страны, для развития российско-китайских культурных связей, занимающих важное место во всем комплексе двухсторонних отношений. «Количество российских граждан, которые интересуются Китаем, растет на глазах, для них важно ознакомиться с этой выставкой», — подчеркнула Алла Манилова.
Здесь уместно рассказать биографию художника. Хань Юйчэнь родился в 1954 году в простой семье железнодорожного рабочего, рано заинтересовался искусством. Во время «культурной революции» его отец был репрессирован, что отрезало юноше путь к художественному образованию. Но он нашел возможность посещать курсы рисования, где преподавал художник Су Гаоли, ученик Андрея Мыльникова. Интерес Хань Юйчэня к масляной живописи, нетрадиционной для Китая, возник даже раньше, но во время этой учебы превратился в цель жизни.
Впрочем, начинал он карьеру как оформитель витрин, увлекся бизнесом и стал владельцем фирмы, которая входит в первую сотню розничных компаний Китая. И только добившись таких успехов, вернулся к своей мечте — регулярно посещать Тибет, чтобы изображать его людей. Как пояснила госпожа Ван Вэньли, генеральный консул Китая в Петербурге, из 56 народов, живущих в стране, тибетцы одни из тех немногих, кто сумели сохранить свою традиционную культуру и образ жизни. А красоту этого высокогорного края своим трудом воспевает Хань Юйчэнь.
Приветствуя первых зрителей своей выставки, художник признался, что каждый раз, посещая Петербург, обязательно приходит в Русский музей, чтобы посмотреть на картины Репина, Сурикова, Шишкина, Рериха и других мастеров.
Он отметил, что русская живопись влияет на китайское искусство уже более ста лет. Художник сам познакомился с масляной живописью в 14 лет, с ее помощью учителя прививали ему умение показывать чистоту и красоту простых людей.
По словам Хань Юйчэня, Тибет — это горы, низкое давление, сильный ветер. Он жил в палатке, простужался, температурил, но надо было рисковать, чтобы показать позитивный настрой тибетцев — монахов, пастухов-кочевников, земледельцев, живущих счастливо и мирно, интенсивно и страстно. Хань Юйчэнь только из скромности, видимо, не упомянул, что он вместе с тибетцами работал по утрам в овчарне, перегонял скот на пастбища, молотил ячмень, а вечерами вел с крестьянами разговоры об их повседневной жизни. Тем не менее находилось время и на то, чтобы несколько часов провести с мольбертом, делая натурные эскизы и зарисовки. Из более чем сотни полотен, посвященных Тибету, он отобрал для показа в Русском музее сорок. «Прелестная пастушка», ведущая на пастбище огромное стадо горных коз, стала символом выставки. Картина «Паломники» — знаком духовной силы Тибета, портрет женщины «Добросердечная» — мудрости его жителей.
Энергия смысла
Представляя свою выставку, которая состоит из 96 фотографий, епископ Иннокентий, пишет, что «сегодня фотография становится эффективным творческим средством поиска скрытого от наших глаз духовного значения вещей и явлений, а свет наполняет их удивительной жизненной энергией. Эта энергия, как мне кажется, и есть познание смысла: она не может не вызывать состояния благодатной радости, которой я хотел бы поделиться с вами». На снимках — древнерусские храмы и дороги владимирской земли, древние монастыри Святой земли и, что совершенно неожиданно, снимки, сделанные в Нижнем Тагиле: ажурные клепаные конструкции старого цеха, советские массовые скульптуры, которые изображают вождей, шахтеров и пионеров. Но и в них при желании можно найти глубокие смыслы. Лучший из портретов — «Коломенское. После службы». На лавочке сидят монахиня в глубокой задумчивости и юноша, уткнувшийся в свой мобильный телефон.
Самовар на месте фонтана
О существовании павильона «Фонтана Лакоста» знают даже не все петербуржцы, не говоря уже о туристах. Сооружен в Летнем саду он был в 1733 году и назван по имени шута, служившего Петру I и Анне Иоанновне. По одной из версий, это был фонтан-шутиха: резная фигура шута могла двигаться, брызгая водой в разные стороны. Первые раскопки фонтана были проведены в 1975 году, судя по найденным фрагментам посуды, рядом устраивали застолья. После более полных исследований в 2010 году выяснилось, что в середине XVIII века фонтан упростили — одна струя стала бить из декоративной туфовой горки. Поскольку хорошо сохранилась кирпичная кладка основания фонтана, чугунные трубы и сводчатый коллектор, через который имелся доступ к механизмам, было решено музеефицировать археологический памятник. Как обычно делают в подобных случаях, над ним установили стеклянный павильон.
В течение летнего сезона стены здания могут служить выставочным залом. Сейчас там представлен проект «Чай в садах России и Турции» из музеев Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и Стамбула. Главный персонаж выставки — самовар. Около него чинно сидят русские извозчики на фото Вильяма Каррика. Портативный вариант самовара находится в руках у турецкого разносчика чая на снимке фотоателье «Братья Абдулла». Самый неожиданный снимок — «Летчик в гостях у родственников», на фото — чаепитие в ненецкой семье на Крайнем Севере. Снимок в 1965 году сделал Всеволод Тарасевич, известный советский фотожурналист, начинавший в Ленинграде.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7453) от 10.07.2023 под заголовком «Объединяя культуры».
Комментарии