О связи времен. В Театре имени Ленсовета рассказали, каким будет новый сезон
Что изменится в театре с Ларисой Луппиан в качестве художественного руководителя?
Фото Юлии Смелкиной / Предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета
Театр имени Ленсовета открыл новый сезон премьерной постановкой Евгении Сафоновой «Пиковая дама. Игра». За несколько часов до спектакля в бывшем репетиционном зале Игоря Владимирова, превращенном ныне в Камерный зал, собрались журналисты и руководство театра. Поговорить было о чем.
В последний год именно театр на Владимирском проспекте стал одной из главных городских (по крайней мере, в области культуры) тем для обсуждений. Неожиданный уход Юрия Бутусова с поста художественного руководителя вызвал настоящий раскол как в профессиональной театральной сфере, так и среди обычных зрителей. Спектакли Бутусова или искренне любили, или полностью не воспринимали, но очень редко оставались к ним равнодушными. Назначение на освободившуюся должность народной артистки России Ларисы Луппиан вызвало не меньший резонанс.
Как будет жить театр, труппу которого составляют ученики таких разных мастеров – Игоря Владимирова, Владислава Пази, Юрия Бутусова? Как примирить зрителей, имеющих подчас диаметрально противоположное мнение о том, каким должен быть современный Театр им. Ленсовета? На эти вопросы постарались ответить новый худрук театра Лариса Луппиан, директор Валерий Градковский и завлит Ольга Варганова.
Впрочем, начали традиционно – с итогов. В предыдущем сезоне театр выпустил несколько премьер, из них самые заметные: «Русская матрица» Андрея Прикотенко, «Фальшивая нота» Владимира Петрова и, конечно, «Мертвые души» Романа Кочержевского. За режиссерский дебют ученик Юрия Бутусова получил специальный приз экспертного совета премии «Золотой софит». По словам Валерия Градковского, постановкой молодого режиссера заинтересовалась компания, организующая съемки и показы в кинотеатрах самых знаковых постановок российской сцены. Если все сложится, в скором времени «Мертвые души» Театра им. Ленсовета можно будет увидеть на большом экране.
Новый сезон театр начал со спектакля, предпремьерные показы которого уже прошли летом и вызвали неоднозначную реакцию публики. Именно поэтому, по словам Ларисы Луппиан, в название спектакля «Пиковая дама» и добавили уточняющее слово «игра». Зритель должен знать, что его ждет «сюрреалистический триллер», созданный лишь по мотивам знаменитой повести Пушкина и адресованный в первую очередь молодому зрителю, готовому к авангарду на сцене.
Фото Юлии Смелкиной / Предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета
Эта тема – взаимоотношение театра с молодым зрителем – стала на пресс-конференции центральной. Журналисты высказали опасения, что назначение Луппиан художественным руководителем приведет к полной смене «авангардной» линии театра и даже снятию с репертуара спектаклей Бутусова. Лариса Регинальдовна ответила, что одной из своих задач видит именно сохранение уже имеющегося репертуара. «Кабаре Брехт», по заверению руководства, пришлось снять по объективными причинам – сразу несколько занятых в нем актеров уехали из Петербурга. В ближайшее же время ни один спектакль не должен исчезнуть из афиши.
При этом Валерий Градковский добавил, что новое руководство будет учитывать вкусы самой разной публики, потому что академический театр не может быть авторским. Это значит, что в скором времени спектакли Юрия Бутусова, составляющие сейчас основу репертуара, станут лишь одним из направлений театра. Афиша будет расширяться в первую очередь за счет постановок классического репертуара, рассчитанных на широкую публику. Однако Лариса Луппиан заверила, что постарается дать возможность работать и реализовывать творческие планы самым разным поколениям труппы.
По словам Градковского, театр собирается «биться за молодого зрителя». Весной традиционно пройдет лаборатория для молодых режиссеров, по итогам которой один из ее участников получит возможность поставить полноценный спектакль на сцене театра. Скорее всего будет продолжено сотрудничество с Романом Кочержевским, который планирует постановку пьесы Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». В планах и приглашение модных европейских режиссеров (на конференции называлось имя Томаса Остермайера).
Велись переговоры и с Константином Богомоловым, который должен был поставить на сцене Театра им. Ленсовета «Войну и мир», но неожиданно был назначен худруком Театра на Малой Бронной. По словам Луппиан, в ближайшее время режиссер будет заниматься вверенной ему московской сценой, но от планов совместной работы ни одна из сторон не отказывается. В частности, с Богомоловым обсуждается вопрос обменных гастролей. Свое желание сотрудничать с театром также подтвердили несколько российских режиссеров: Евгений Марчелли, Евгений Писарев, Яна Тумина, Тимофей Кулябин.
Фото Юлии Смелкиной / Предоставлено пресс-службой Театра им. Ленсовета
Но это планы на будущее, если точнее – на ближайшие три года. В новом сезоне театр ждет пополнение именно классического репертуара. Юрий Цуркану на Малой сцене выпустит спектакль «Валентин и Валентина. Первая любовь» по пьесе Михаила Рощина. Заняты в нем будут и дебютанты. Минувшей весной в театре произошло пополнение труппы: в ходе большого показа из 140 претендентов-выпускников различных творческих вузов страны было отобрано семь человек. Как подчеркнула Луппиан, эти молодые актеры были приняты сразу на определенные роли в новых постановках. Кроме того, они постепенно будут вводиться в текущие спектакли.
В театре началась работа над спектаклем «В этом милом старом доме» по пьесе Алексея Арбузова. Премьера постановки Олега Левакова состоится 25 декабря 2019 года и будет приурочена к 70-летнему юбилею Михаила Сергеевича Боярского. Пьесу юбиляр выбрал сам, однако сыграет в ней отнюдь не главную роль. В этом спектакле будет задействовано сразу три поколения труппы, что, по словам Ларисы Луппиан, должно символизировать связь времен.
Именно такое название – «Связь времен» – получит и новый проект Малой сцены. Он будет носить как художественный, так и просветительский характер: раз в месяц театр собирается представлять новый спектакль-вечер, в первом акте которого актеры будут читать произведения классиков русской и зарубежной литературы, а во втором зрителю будут представлять современных петербургских авторов. Так, уже в октябре публику ждет чтение «Шинели» Гоголя и знакомство с писателем Валерием Поповым.
Уже в 2020 году в репертуаре театра появится «Бесприданница» Островского в постановке Александра Кузина, а режиссер Александр Молочников обратится к ранней пьесе Чехова «Безотцовщина». Вернется театр и к традиции спектаклей-концертов. Подобную постановку должен осуществить профессор РГИСИ, известный педагог по вокалу Иван Благодер, уже имеющий опыт работы с труппой.
– Нашему театру не хватает детских спектаклей, – заметила Луппиан. – «Детская линия» в какой-то момент затихла, потому что режиссеры предлагали очень сложные с технической точки зрения постановки. Невозможно было в течение одного дня собрать и разобрать декорации, чтобы вечером на этой же сцене сыграть спектакль для взрослый аудитории.
Проблему должна решить новая площадка, которой по планам станет сцена Дома офицеров на Литейном проспекте. В данный момент театр ведет переговоры о такой возможности. В этом сезоне для юного зрителя Мария Романова поставит сказку Шварца «Золушка», а Олег Леваков обновит легендарный спектакль-долгожитель «Малыш и Карлсон».
Не обошли на пресс-конференции вниманием и гастрольную деятельность. По заверению руководства, интерес к петербургскому театру очень большой, и возможности ответить на все приглашения пока нет. Однако уже 11 и 12 сентября спектакль Юрия Бутусова «Сон об осени» будет показан в Осло в рамках Международного фестиваля Фоссе, приуроченного к 60-летнему юбилею норвежского драматурга. Вскоре постановку «Три сестры» покажут в Китае, а «Беглеца» Айдара Заббарова – на Биеннале театрального искусства в Москве. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» спектакли «Без вины виноватые» и «Город. Женитьба. Гоголь» смогут увидеть жители Архангельска.
Комментарии