Новое музыкальное общественное пространство может появиться в Петербурге
Новое музыкальное общественное пространство может появиться в нашем городе меньше чем через год. В той самой квартире в доме № 50 по улице Марата, бывшей Николаевской, где когда‑то проходили знаменитые пятницы, организованные меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Имя Митрофана Беляева, обладавшего редким чутьем на молодые музыкальные дарования, нынче, пожалуй, знают только специалисты. А ведь в конце XIX века по своим масштабам он был столь же известной фигурой в сфере искусства, как и Павел Третьяков. Только тот помогал художникам, а Беляев — музыкантам… Именно благодаря ему не только в России, но и за рубежом стали известны Александр Глазунов, Анатолий Лядов и Николай Римский-Корсаков.
Увы, заслуги Беляева не были в должной степени оценены его современниками. В том числе и потому, что сам благотворитель свою деятельность особо не афишировал. Поэтому, как отмечают создатели нового пространства, одна из задач — вернуть имя Митрофана Петровича в отечественную культуру…
С чего начался нынешний проект? Бизнесмен из Москвы, в недавнем прошлом петербуржец, купив квартиру в старом фонде, обратил внимание, что гостиная украшена овальными портретами русских и европейских композиторов, спрятанными под стекло и как бы «вмонтированными» в лепнину под потолком. Поскольку находки произвели впечатление, а новый владелец оказался человеком, весьма неравнодушным к искусству, появилась идея возродить здесь музыкальный салон.
Подготовительный этап реставрации квартиры, которая еще совсем недавно была коммуналкой, уже начался. Удивительно, как много в этом старом доходном доме осталось от прежних времен. Выложенная на входе в здание мозаичная дата его сооружения — «1884». Парадная лестница с оригинальными ступенями и подлинными перилами, филенчатые двери во многие квартиры…
Беляев въехал в этот дом как раз в год его постройки. На втором этаже были жилые покои мецената, на третьем — музыкальная гостиная. Поднимаемся туда. Старинная дверь в квартиру, над ней табличка — «16». Номер не менялся с конца XIX века. Именно здесь два десятка лет и проходили беляевские пятницы. В них постоянно участвовали Стасов и Бородин, Глазунов и Лядов, Римский-Корсаков со своими учениками. Здесь бывали Чайковский, Скрябин, Глиэр, Рахманинов. Царила открытая, дружеская атмосфера, тут любили посмеяться, пошутить.
«Вечер обыкновенно начинался с квартета Гайдна, затем шел Моцарт, далее Бетховен и, наконец, какой‑нибудь квартет из послебетховенской музыки, — вспоминал Римский-Корсаков. — По окончании музыки в первом часу ночи садились ужинать… Иногда после ужина Глазунов или кто‑нибудь другой играли на фортепьяно что‑нибудь свое новое… Расходились поздно, в 3‑м часу»…
В здании никогда не было капитального ремонта, здесь не меняли перекрытий, поэтому с беляевских времен сохранились не только пышная лепнина, но и печи, межкомнатные двери и даже оконные рамы с подлинной фурнитурой.
Фотографий, запечатлевших облик квартиры при Митрофане Беляеве, не очень много. Поэтому главным источником служат письма и архивные документы. Организаторы проекта понимают, что предстоит серьезная исследовательская работа.
Известно точно, что самое большое помещение в квартире было гостиной. По одну сторону от нее располагалась нотная библиотека, по другую — столовая. Пока они совершенно пустые, есть только старинный рояль в гостиной, который, по легенде, будто бы остался здесь еще с конца XIX века. На стенах — репродукции портретов кисти Ильи Репина, которые украшали эти залы в эпоху пятниц. Изображения главных столпов «беляевского кружка» — композиторов Александра Глазунова, Александра Лядова и Николая Римского-Корсакова… Оригиналы находятся в Русском музее, в дальнейшем предполагается выполнить копии этих работ маслом.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Реставрацией квартиры Беляева займется команда мастеров, которая трудилась в Александровском дворце в Царском Селе, Морском соборе в Кронштадте, в Консерватории. Все действия будут проходить при постоянной консультации КГИОП.
— Мы сейчас старте. Предстоит обследовать несущие конструкции, при необходимости усилить их, — рассказал руководитель проекта реставрации Георгий Глотов-Давыдов. — Также будет обеспечена шумоизоляция — используем современные звукоизоляционные материалы.
Проектом заинтересовались в Музее Николая Андреевича Римского-Корсакова, что на Загородном проспекте. Там с давних пор мечтали восстановить квартиру Митрофана Беляева. Но для этого требовалось, чтобы город ее выкупил. На что рассчитывать, естественно, не приходилось. Так что теперь в музее рады, что квартира Беляева возвращается в культурную среду Петербурга, и готовы всячески поддерживать проект.
Новое пространство не обретет музейного статуса, поскольку это связано с юридическими сложностями: создание музея в многоквартирном доме имеет огромное количество ограничений и обременений. С чем столкнулись, к примеру, создатели мемориальной квартиры Иосифа Бродского в доме Мурузи на Литейном. Поэтому здесь, на улице Марата, речь идет о воссоздании музыкального пространства в исторических интерьерах.
— Предполагается возродить беляевские пятницы, — рассказал руководитель Союза частных музеев и коллекционеров Семен Жильцов. — Естественно, мероприятия будут проходить исключительно в то время, которое обозначено городским законом о тишине. Будет сформирована библиотека. К нам уже поступают предложения, даже из других стран, с просьбой принять книги, посвященные русской музыке. А коллеги-искусствоведы подбирают аутентичные предметы интерьера.
Как подчеркнул Жильцов, проект сугубо меценатский, благотворительный, не предназначенный для извлечения прибыли. Он нацелен исключительно на возрождение и сохранение культурного наследия. Квартиру предполагается отреставрировать в кратчайшие сроки, чтобы 22 февраля следующего года, в день рождения Митрофана Петровича Беляева, открыть музыкальную гостиную.
Какая музыка будет в ней звучать? Конечно, классическая.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7130) от 17.03.2022 под заголовком «Композиторы под потолком».
Комментарии