Непрокатная история. Александр Тютрюмов - о фильме «Весури»

«Для меня фильм «Весури» глубоко личный, - говорит актер и кинопродюсер Александр Тютрюмов. - Во время Великой Отечественной войны моя бабушка, мама и дядя были узниками финских лагерей. Я с детства слышал от них об этом страшном периоде жизни». Кино уже снято, до конца ноября у него фестивальная жизнь, в декабре фильм ожидается в ограниченном прокате. Своими мыслями и переживаниями по поводу этого фильма Александр Тютрюмов поделился с обозревателем нашей газеты Сергеем Глезеровым.

Непрокатная история. Александр Тютрюмов - о фильме «Весури» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Александр Аркадьевич, почему фильм называется «Весури»?

- Весури - это карело-финский нож для зачистки территории от молодой поросли деревьев. Название ленты отсылает к финскому оккупационному правительству Карелии. На его гербе был изображен медведь, который держит в лапах весури.

Фильм основан на воспоминаниях детей - узников финских лагерей. Историкам сюжет про концлагеря для мирного населения, созданные на территории оккупированной Советской Карелии, известен, но в кинематографе тема никогда еще не поднималась. И широкой публике практически неведома.

Официально эти лагеря назывались переселенческими - туда свозили русское население из занятых финскими войсками районов Карелии и Ленинградской области. Условия там были тяжелые, смертность - очень высокая. Моим родным удалось выжить... Взрослые занимались лесозаготовками, разгрузкой барж и другими тяжелыми работами. А дети помогали по хозяйству.

Я спрашивал у мамы: какое ее самое яркое воспоминание о том времени? Она ответила: постоянное чувство голода. Поэтому дети ночью убегали из лагеря, выбираясь под колючей проволокой в соседние деревни в поисках еды.

Когда после освобождения бабушка с детьми вернулась в Подпорожье, тема финского концлагеря вообще была закрытой. Об этом не упоминали, чтобы избежать обвинения в предательстве. Только после начала перестройки бывшие узники стали создавать свои общества.

- Не раскрывая всей интриги, но все-таки несколько слов о сюжете фильма.

- Он охватывает полгода, с конца лета 1941 года. Дети попали в концлагерь и испытывают все тяготы наравне со взрослыми. И даже ведут борьбу, но только своими методами. То красный флаг повесят, то какому-нибудь надсмотрщику сделают пакость.

Ночью, когда дети ходили под колючку за пропитанием, они наткнулись в лесу на раненого красноармейца. Стали помогать ему, мечтали о том, что, когда он встанет на ноги, они вместе с ним убегут на фронт. Но один из ребят выследил их, доложил начальству, и красноармейца схватили.

В общем-то, это кино - о детях и для детей. Чтобы они увидели, какими были их прабабушки и прадедушки, в каких условиях им порой приходилось выживать...

Фильм, автором сценария которого был Вячеслав Логунов, снимали в Карелии. Был построен лагерь в полную величину: бараки, комендатура, вышки, ограждение, колючая проволока. Из петрозаводского музея нам дали для съемок много подлинных предметов.

Бюджет картины небольшой, поэтому среди актеров нет известных медийных лиц. Но, может быть, это и к лучшему. Мы пригласили профессиональных актеров из Петербурга и Карелии. Единственный финский артист в этом фильме - сыгравший коменданта лагеря Лассе Линдберг. Он окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, играл в российских, финских и норвежских фильмах и телесериалах. Финских солдат и «лотт» (участниц женской военизированной организации «Лотта Свярд», существовавшей с 1919-го по 1944 год. - Ред.) играют актеры из Петрозаводска.

Мы ни на йоту не соврали и не преувеличили. То, что было, мы и показали, но только в художественном виде.

- Не боитесь, что фильм может навредить сегодняшним добрососедским отношениям между Россией и Финляндией?

- Такой вопрос действительно часто задают. Делая картину, мы пошли по самой толерантной версии сценария. Если бы мы показали все ужасы, которые есть в воспоминаниях детей-узников, мало бы не показалось.

Да, у нас с Финляндией сегодня хорошие отношения - но это же совершенно не означает, что надо забыть историю. Зарубежные страны в своих фильмах ведь показывают больные точки нашего прошлого - репрессии, ГУЛАГ, их это совершенно не смущает. А почему мы должны стесняться показывать то, что было? Говорят, кто старое помянет - тому глаз вон. А кто забудет - тому оба глаза вон!

Финны, с которыми мне довелось общаться, к этой ленте отнеслись с пониманием. Финский корреспондент, бравший у меня интервью, признался: хотя его отец был военным, он заявил: не пойду против русских. И его посадили в тюрьму - до самого конца войны... Лассе Линдберг, снявшийся в этой ленте, считает, что фильм создает правдивый образ того жестокого времени.

- На какие средства снят фильм?

- Он получил финансирование от Министерства культуры России в категории детских фильмов в размере 65% от бюджета - в соответствии с законодательством. Остальные средства мы добывали сами.

Государственного проката в стране практически нет, а частные прокатчики не хотят брать наш фильм: это не триллер, не экшен, не комедия... Они должны прежде всего зарабатывать деньги на киносеансах и считают, что «Весури» не соберет большой аудитории. Вот так людей и отучают от серьезных исторических картин.

У меня сейчас много писем из разных регионов по поводу «Весури»: «Покажите!». В мае этого года мы получили прокатное удостоверение и смогли показать ленту на фестивалях. Совместно с фондом президентских грантов провели двадцать показов в школах по всей стране. В декабре фильм все-таки пойдет на большом экране, но в ограниченном прокате: только в нескольких кинотеатрах.

#кино #фильм #война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6572) от 21.11.2019 под заголовком «Непрокатная история».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?