Непрокатная история. Александр Тютрюмов - о фильме «Весури»
«Для меня фильм «Весури» глубоко личный, - говорит актер и кинопродюсер Александр Тютрюмов. - Во время Великой Отечественной войны моя бабушка, мама и дядя были узниками финских лагерей. Я с детства слышал от них об этом страшном периоде жизни». Кино уже снято, до конца ноября у него фестивальная жизнь, в декабре фильм ожидается в ограниченном прокате. Своими мыслями и переживаниями по поводу этого фильма Александр Тютрюмов поделился с обозревателем нашей газеты Сергеем Глезеровым.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- Александр Аркадьевич, почему фильм называется «Весури»?
- Весури - это карело-финский нож для зачистки территории от молодой поросли деревьев. Название ленты отсылает к финскому оккупационному правительству Карелии. На его гербе был изображен медведь, который держит в лапах весури.
Фильм основан на воспоминаниях детей - узников финских лагерей. Историкам сюжет про концлагеря для мирного населения, созданные на территории оккупированной Советской Карелии, известен, но в кинематографе тема никогда еще не поднималась. И широкой публике практически неведома.
Официально эти лагеря назывались переселенческими - туда свозили русское население из занятых финскими войсками районов Карелии и Ленинградской области. Условия там были тяжелые, смертность - очень высокая. Моим родным удалось выжить... Взрослые занимались лесозаготовками, разгрузкой барж и другими тяжелыми работами. А дети помогали по хозяйству.
Я спрашивал у мамы: какое ее самое яркое воспоминание о том времени? Она ответила: постоянное чувство голода. Поэтому дети ночью убегали из лагеря, выбираясь под колючей проволокой в соседние деревни в поисках еды.
Когда после освобождения бабушка с детьми вернулась в Подпорожье, тема финского концлагеря вообще была закрытой. Об этом не упоминали, чтобы избежать обвинения в предательстве. Только после начала перестройки бывшие узники стали создавать свои общества.
- Не раскрывая всей интриги, но все-таки несколько слов о сюжете фильма.
- Он охватывает полгода, с конца лета 1941 года. Дети попали в концлагерь и испытывают все тяготы наравне со взрослыми. И даже ведут борьбу, но только своими методами. То красный флаг повесят, то какому-нибудь надсмотрщику сделают пакость.
Ночью, когда дети ходили под колючку за пропитанием, они наткнулись в лесу на раненого красноармейца. Стали помогать ему, мечтали о том, что, когда он встанет на ноги, они вместе с ним убегут на фронт. Но один из ребят выследил их, доложил начальству, и красноармейца схватили.
В общем-то, это кино - о детях и для детей. Чтобы они увидели, какими были их прабабушки и прадедушки, в каких условиях им порой приходилось выживать...
Фильм, автором сценария которого был Вячеслав Логунов, снимали в Карелии. Был построен лагерь в полную величину: бараки, комендатура, вышки, ограждение, колючая проволока. Из петрозаводского музея нам дали для съемок много подлинных предметов.
Бюджет картины небольшой, поэтому среди актеров нет известных медийных лиц. Но, может быть, это и к лучшему. Мы пригласили профессиональных актеров из Петербурга и Карелии. Единственный финский артист в этом фильме - сыгравший коменданта лагеря Лассе Линдберг. Он окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, играл в российских, финских и норвежских фильмах и телесериалах. Финских солдат и «лотт» (участниц женской военизированной организации «Лотта Свярд», существовавшей с 1919-го по 1944 год. - Ред.) играют актеры из Петрозаводска.
Мы ни на йоту не соврали и не преувеличили. То, что было, мы и показали, но только в художественном виде.
- Не боитесь, что фильм может навредить сегодняшним добрососедским отношениям между Россией и Финляндией?
- Такой вопрос действительно часто задают. Делая картину, мы пошли по самой толерантной версии сценария. Если бы мы показали все ужасы, которые есть в воспоминаниях детей-узников, мало бы не показалось.
Да, у нас с Финляндией сегодня хорошие отношения - но это же совершенно не означает, что надо забыть историю. Зарубежные страны в своих фильмах ведь показывают больные точки нашего прошлого - репрессии, ГУЛАГ, их это совершенно не смущает. А почему мы должны стесняться показывать то, что было? Говорят, кто старое помянет - тому глаз вон. А кто забудет - тому оба глаза вон!
Финны, с которыми мне довелось общаться, к этой ленте отнеслись с пониманием. Финский корреспондент, бравший у меня интервью, признался: хотя его отец был военным, он заявил: не пойду против русских. И его посадили в тюрьму - до самого конца войны... Лассе Линдберг, снявшийся в этой ленте, считает, что фильм создает правдивый образ того жестокого времени.
- На какие средства снят фильм?
- Он получил финансирование от Министерства культуры России в категории детских фильмов в размере 65% от бюджета - в соответствии с законодательством. Остальные средства мы добывали сами.
Государственного проката в стране практически нет, а частные прокатчики не хотят брать наш фильм: это не триллер, не экшен, не комедия... Они должны прежде всего зарабатывать деньги на киносеансах и считают, что «Весури» не соберет большой аудитории. Вот так людей и отучают от серьезных исторических картин.
У меня сейчас много писем из разных регионов по поводу «Весури»: «Покажите!». В мае этого года мы получили прокатное удостоверение и смогли показать ленту на фестивалях. Совместно с фондом президентских грантов провели двадцать показов в школах по всей стране. В декабре фильм все-таки пойдет на большом экране, но в ограниченном прокате: только в нескольких кинотеатрах.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6572) от 21.11.2019 под заголовком «Непрокатная история».
Комментарии