2Vtzqv4Hz9U

Не выходя из комнаты. Что почитать во время самоизоляции

Пожалуй, лучшее, на что можно потратить время в самоизоляции — это чтение. Как минимум потому, что это прекрасный способ отвлечь себя от дурных мыслей. В этой статье собрано несколько книг для разных читательских пожеланий. Все их можно приобрести либо на сайтах издательств, либо заказать с доставкой в одном из петербургских книжных магазинов.

Не выходя из комнаты. Что почитать во время самоизоляции | Фото: Pixabay / Hermann

Фото: Pixabay / Hermann

Андрей Зорин. Жизнь Льва Толстого: опыт прочтения. — М.: Новое литературное обозрение, 2020. — 248 с.


Один вариант провести время — предаться ностальгии и обратиться к классике. Впрочем, и это можно сделать достаточно оригинальным способом, например, прочитать не сами произведения, а биографию их автора. Так, совсем недавно вышла книга известного филолога, преподавателя славистики в Оксфорде Андрея Зорина «Жизнь Льва Толстого: опыт прочтения». Это совсем не традиционная для биографического жанра книга. Но это и не роман по мотивам жизни великого писателя, хотя, учитывая степень увлекательности, с этим утверждением можно поспорить. Это достаточно краткая история жизни одного из ключевых в России и за рубежом русских авторов, в которую творчество включено как неотъемлемая часть.

«Жизнь Льва Толстого» совсем не велика по объему, но из текста очевидно, какое колоссальное количество информации, обработанной автором, стоит за этой краткостью. А самое удивительное, пожалуй, то, что в лишенной стереотипов и наполненной только минимальными необходимыми сведениями книге, масштаб и величие личности Толстого вырисовываются только отчетливее. А также — его потрясающая актуальность на сегодняшний день.

Анна Старобинец. Зверский детектив. — М.: Абрикобукс, 2019. — 528 с.


Если вы проводите время на самоизоляции вместе с детьми, то вам наверняка нужно совместное чтение. Согласитесь, не просто найти книгу, которая могла бы заинтересовать одновременно и ребенка, и взрослого. Но «Зверский детектив» Анны Старобинец — именно такой случай. Истории выросли из семейных обстоятельств самой писательницы и секрет их универсальности в удачном балансировании на грани смешного и серьезного, взрослого и детского. Все герои — звери, обитающие в Дальнем лесу, но досуг они проводят в баре, попивая напиток под названием «мухито», а завязкой сюжета и вовсе становится настоящее убийство, которое предстоит расследовать опытному сыщику Барсуку Старшему и его помощнику Барсукоту.

Под одной обложкой собраны четыре книги — они же четыре дела: «Логово волка», «Право хищника», «Когти гнева» и «Щипач», а недавно отдельным изданием вышла пятая часть серии «Боги Манго», в которой барсуки Полиции Дальнего Леса отправляются в Африку. Издания снабжены прекрасными иллюстрациями художницы Марии Муравски, так что их можно не только читать, но и рассматривать.

Аскольд Акишин, Миша Заславский. Мастер и Маргарита: по роману Михаила Булгакова. — СПб.: Бумкнига, 2020. — 136 с.


Когда вы уже прочли все, что хотели, приходит время для неожиданных форматов, таких как комиксы. Если вы все еще думаете, что это книжки про супергероев и интересны они могут быть только детям, нужно срочно избавляться от этого заблуждения. Чтобы процесс приобщения к новому был менее шокирующим, можно попробовать обратиться к изданиям, работающим с классическими сюжетами. Например, книге «Мастер и Маргарита», созданной по роману Михаила Булгакова пионерами российского комикса иллюстратором Аскольдом Акишиным и сценаристом Мишей Заславским. Эта графическая адаптация еще тридцать лет назад вышла во Франции и Польше, но все это время оставалась почти неизвестной в России, и только теперь, впервые, публикуется в полном объеме.

Акишин уже не раз работал с русской классикой: он создавал истории об Анне Ахматовой, и проводил эксперимент, помещая Раскольникова из «Преступления и наказания» в альтернативную вселенную, где господствует искусственный интеллект. «Мастер и Маргарита» — не просто краткий пересказ одного из самых любимых читателями произведений, но уникальное путешествие как по страницам самого романа, так и его рукописных авторских редакций.

Донна Тартт. Щегол / пер. с англ. А. Завозовой. — М.: АСТ: Сorpus, 2015. — 827 с.


Неожиданные каникулы — самый подходящий момент для того, чтобы, наконец, прочитать то, что вы давно хотели. Например, какую-нибудь очень толстую книгу, или нашумевший бестселлер. Или и то, и другое вместе взятое. Например, «Щегла» Донны Тартт, который недавно вновь широко обсуждался в связи с вышедшей экранизацией. История о мальчике Тео, потерявшем мать во время теракта, и шире — о силе искусства и его подчас странном влиянии на нашу жизнь была опубликована в 2013 году, а уже в следующем ее автор удостоилась престижной Пулитцеровской премии.

Тартт работала над романом более десяти лет, и создала в результате подлинно эпическое полотно, многоуровневое, исполненное отточенным стилем, со множеством отсылок к другим произведениям (в том числе и русской литературы) и тщательно выписанными деталями, полностью вовлекающее читателя в повествование. В каком-то смысле это классический роман воспитания, развивающийся в (относительно) современных декорациях. И в то же время — философская притча о преклонении перед силой и величием красоты.

Кирилл Кобрин. Лондон: Арттерритория. — СПб.: Арка, 2020. — 1008 с.


Если ваша душа страждет в заточении, и главное, по чему вы тоскуете, оказавшись в вынужденной изоляции, это путешествия, то вам непременно нужна книга, с помощью которой вы сможете его совершить, не выходя из дома. Такая, как «Лондон: Арттерритория» Кирилла Кобрина. Это многостраничное странствие по одному из самых удивительных городов мира, идеальной европейской столице. Пусть вас не смущает колоссальный объем, каждое эссе в этом своеобразном путеводителе можно читать автономно. Автор, историк и писатель, жил в Лондоне и по заданию портала arterritory писал о различных выставках статьи, которые затем собрал вместе.

В этом издании, безусловно, много рассуждений о современном искусстве, но помимо прочего, ее автор — любитель пеших прогулок, и книга интересна в том числе тем, что в ней зафиксированы перемещения между музеями и галереями — через тысячи фотографий художницы Натальи Викулиной. Учитывая, что последнее эссе было написано буквально через несколько месяцев после референдума о брексите, «Лондон: Арттерритория» становится еще и памятником (или, могильной плитой, как шутит сам автор) миру, который уже никогда не будет прежним.

#литература #книги #чтение #самоизоляция #коронавирус

Комментарии