Не дать душе заснуть. Михаил Николаев о театре и выходе из «зоны комфорта»
Актеру театра и кино, лауреату премии «Золотой софит» Михаилу Николаеву 2 ноября исполняется 50 лет. Юбилей, как и положено артисту, он отметит на сцене – в этот день зрители Театра на Васильевском увидят его в роли Подколесина из «Женитьбы» Гоголя. Спектакль режиссера Владимира Туманова давно стал одной из «визитных карточек» как самого Николаева, так и театра, труппе которого он предан уже без малого 15 лет.
Михаил Николаев / Фото Оксаны Ивлевой / Предоставлено Театром на Васильевском
– Михаил, как вы ощущаете эту дату – 50 лет?
– Время быстро течет. Иногда хочется нажать на паузу. Я не боюсь возраста, но боюсь немощи. Если говорить о каких-то итогах... Конечно, сделано много ошибок, которые я бы не хотел повторять. С некоторыми людьми я предпочел бы не знакомиться, а с кем-то – очень жалею, что не удалось сблизиться. Но, главное, я занимаюсь любимой профессией, о которой мечтал.
Михаил Николаев и Илья Носков в спектакле «Женитьба» / Фото Анны Горбань
– Ваш юбилей театр отпразднует «Женитьбой» Гоголя. Почему выбрана именно эта постановка?
– В театре спросили, какой спектакль я бы хотел играть в этот день. Я выбрал эту пьесу – петербургскую, мистическую. Сложносочиненный спектакль, придуманный Владимиром Анатольевичем Тумановым, который недавно ушел от нас. Наверное, это одна из причин моего выбора – отдать дань памяти потрясающему режиссеру. Мой Подколесин выпрыгивает из окна, испугавшись женитьбы, испугавшись менять свою жизнь. Вот и я не хочу менять жизнь, каждое утро выпрыгиваю из окна и бегу в театр!
– Но однажды вы резко изменили свою жизнь, переехав из Москвы в Петербург.
– Я родился в Подмосковье, это место для меня до сих пор – рай на земле. Там родной дом и моя мама, там по-другому чувствуется весна и лето. Там я начал заниматься в театральном кружке, потом играл в Народном театре города Люберцы. Там сформировалась моя мечта стать артистом, причем учиться я хотел только в школе-студии МХАТ. И я поступил на курс Льва Константиновича Дурова. Но, наверное, в тот момент был не готов к трудностями профессии. Бросил институт, решил отказаться от своей мечты. Но переломить себя не получилось! Через несколько лет я решил начать все с чистого листа: собрал рюкзак и поехал в Петербург, поступать в легендарную академию на Моховой. Я попал на курс Владимира Викторовича Петрова, и считаю это большим счастьем.
– Как принял вас город?
– Петербург – город, к которому невозможно приспособиться. Либо он сразу тебя принимает, либо не принимает. Я в этом смысле счастливый человек – город принял меня сразу, хотя здесь у меня не было ни друзей, ни родственников. Но я его полюбил, причем значительно раньше своего поступления в театральную академию. В детстве я часто приезжал сюда с родителями, и после каждой поездки рисовал Ленинград по воспоминаниям – любимые места, памятники...
– После окончания театральной академии вы сменили несколько театров. Искали себя?
– Я очень благодарен Владимиру Словохотову, художественному руководителю и директору Театра на Васильевском, который в 2007 году пригласил меня в труппу. Здесь я служу без малого 15 лет. Здесь я сыграл роли, которые меня сформировали как актера. Могу сказать, что я нашел свой театр-дом. При этом я уверен: у артиста должно быть право выбора – где ему работать, с какими режиссерами. Важно не замыкаться в себе, а действовать с умом и сердцем. Я играл в Театре Комедии, когда меня позвали в «Русскую антрепризу» им. А. Миронова, потом – в театр «За Черной речкой». Современный мир дал актеру возможность работать одновременно в нескольких театрах, сотрудничать с разными режиссерами. И я всегда этой возможностью пользовался, ведь я безумно люблю театр.
Сцена из спектакля «Мещане» / Фото Анны Горбань
– Работа с какими режиссерами, встречи с какими людьми сформировали вас как человека и как актера?
– Во-первых, это мой мастер Владимир Петров. Удивительный был человек! Безусловно, важнейшая встреча в моей жизни – это встреча с Владимиром Тумановым, который был главным режиссером Театра на Васильевском. Он изменил всю мою жизнь, умножил мою любовь к театру во сто крат.
После его смерти я словно потерял нить происходящего. Я впервые ощутил желание вообще театр оставить, заниматься чем-то другим. И тут, в самый разгар пандемии, мне позвонил Александр Баргман и предложил сыграть Дулебова в пьесе Островского «Таланты и поклонники». Эта встреча с глубоким и чутким человеком, прекрасным актером и режиссером остановила меня от решения бросить театр.
– В одном из интервью ваша коллега актриса Зоя Буряк сказала, что для Петербурга театр – место, где «человек согревается».
– Замечательная фраза и очень верное определение душевной составляющей театра. Хотя для меня театр – не только место комфорта. Воздействие театра на человека должно быть разным. Иногда очень важно выйти из зоны комфорта, чтобы посмотреть на себя со стороны и перестать оправдывать свои сомнительные поступки, слова, свое отношение к другим людям. Чтобы научиться не осуждать других, а всегда начинать с себя. Театр должен будоражить душу, не давать ей заснуть крепким сном.
Несмотря ни на что, я уверен, что у театра есть будущее. Олег Павлович Табаков недаром повторял, что в кино актер лишь использует навыки, полученные в театре. Только на сцене ты приобретаешь глубину, силу. Петербургский театр – интеллигентный, умный, порой немного консервативный, но это даже хорошо. Вообще, если современное искусство не трогает сердце зрителя, ничего страшного – оно просто останется в прошлом, никто его и не вспомнит. Останется только настоящее, честное, действительно важное.
– Если бы вы были драматургом, о чем бы написали пьесу?
– Об одиночестве. Эта тема меня волнует больше всего. Когда человек остается один, ему не нужно притворяться, выкручиваться, одевать маски... Кем он тогда становится? Самим собой? Быть тем, кто ты есть – самое сложное в современном мире. Вообще, я бы писал самые простые истории – о буднях обычных людей.
Сцена из спектакля «Дядя Ваня» / Фото Анны Горбань
– Нашему искусству не хватает простоты?
– Думаю, да. Внимания к обычному человеку. Много напыщенности, подражания Западу, копирования тем и образов, чуждых нашим людям. Недаром мы до сих пор смотрим комедии Гайдая.
– Одна из недавних ваших киноработ – детектив «Филин», вышедший на «Пятом канале». Что бы вы ответили людям, которые называют сериалы «низким жанром»?
– Я всегда был предан театру. Ради него я отказывался от многих работ в кино и сериалах, лет пять вообще не снимался. Сейчас, когда очень устаю, иду в Мариинский театр. Очень люблю оперу, балет, именно там набираюсь сил, эмоций, энергии. Но у каждого человека свой способ успокоиться, прийти в себя. Какой у нас сложный мир! Сколько проблем! У человека должна быть возможность от них отвлечься. Если комедия, сериал или хороший детектив помогают ему в этом, значит, они созданы не напрасно.
Николаев в образе Сергея Дягилева / Фото Натальи Куделиной
– Расскажите про спектакль «Дягилев. Последние дни», который зрители увидят в рамках Международного фестиваля «Дягилев. P.S.».
– Несколько лет назад в «Приюте комедианта» я уже играл Сергея Дягилева. Спектакль Юрия Цуркану рассказывал о тотальном одиночестве незаурядного человека. Я был ужасно неуверен в себе, считал, что совершенно не похож на Дягилева. Тем больше меня удивляла благожелательная реакция публики. И вот режиссер Роман Габриа вновь пригласил меня сыграть человека, благодаря которому русский балет узнали во всем мире. Я согласился, и во многом из-за партнерши! Полина Осетинская – потрясающая пианистка и удивительный человек. Она сама подбирала музыкальное сопровождение к спектаклю, ей было важно, чтобы музыка была связана с тем временем, чтобы Дягилев действительно мог ее слышать. Периодически Полина будет менять «роль» пианистки и как актриса исполнять роль Миси Серт. Если все будет хорошо, то зрители увидят спектакль 21 ноября в одном из залов Шереметьевского дворца.
Комментарии