Найденные в могильнике Оглахты мумии оказались родственниками

Середина лета, археологический сезон в разгаре, эрмитажные экспедиции продолжают свою работу. В том числе на грунтовом могильнике Оглахты в Республике Хакасия — памятнике, исследования которого ведутся с привлечением новейших методов современной науки.

Найденные в могильнике Оглахты мумии оказались родственниками | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Этот могильник был обнаружен случайно, в начале ХХ столетия. Некий пастух, проезжая по склону, провалился в древнее захоронение. Перекрытие погребального сруба не выдержало веса всадника, и тот внезапно оказался в могиле — лицом к лицу с мумией в гипсовой маске.

О необычной находке узнал местный этнограф просветитель Александр Васильевич Адрианов, который и провел первые исследования. К сожалению, отчет о своей работе он опубликовать не успел, про памятник надолго забыли. Лишь в 1968 году археолог преподаватель Московского университета Леонид Романович Кызласов сумел снова отыскать его. Одна из раскопанных им могил содержала в себе вещи уникальной сохранности: мумии в масках и меховых одеждах, странные «куклы» в человеческий рост (а в них — пережженные останки, кости)… Все эти находки были бережно упакованы и отправлены в Ленинград, единственную тогда реставрационную лабораторию, работавшую с древней органикой.

Часть найденного действительно была отреставрирована (и теперь гипсовые маски из Оглахтинского могильника представлены в одной из витрин экспозиции «Древняя Сибирь» на первом этаже Зимнего дворца). Однако многое пришлось законсервировать — до тех пор, пока не появятся новые методы и технологии. К полному и последовательному изучению этих вещей приступили только в начале XXI века.

«Оно началось с того, что мы нашли татуировки на мужской мумии, — рассказывает Светлана Панкова, хранитель оглахтинской коллекции Эрмитажа. — Я написала Кызласову в Москву, и он разрешил нам самостоятельное исследование. Это было в 2004 – 2005 годах. Изначально мумия была одета в две шубы, одну из которых сняли сразу, вторую трогать тогда не решились. Когда мы сняли и ее, на плечах мумии обнаружились странные синеватые разводы. Судебные медэксперты, которых мы пригласили для консультации, посоветовали применить метод инфракрасной фотографии. И в инфракрасных лучах мы увидели татуировки».

В 2016 году ту же мумию отправили на компьютерную томографию. Снять маску с ее лица в реальности было невозможно, но томограф позволил виртуально разделить эти уровни и увидеть лицо человека. На черепе обнаружился шов от мумификации — посмертный, сделанный с тем, чтобы замедлить процессы разложения. А на обратной стороне маски — отпечаток лица. «Мы с антропологами сравнили отпечаток с лицом, они реально похожи, — говорит Светлана Панкова. — А вот внешняя сторона маски имеет немножко другой облик. Она очень тонкая и вроде бы повторяет черты лица, но все равно отличается. Мы не знаем, специально или нет это сделано, но маска выглядит более монголоидной, чем сам человек».

Следующим этапом стало сотрудничество с генетиками. Его предложил Эрмитажу Европейский университет, задумавший соз­дать в рамках масштабного образовательного проекта «Международная школа искусств и культурного наследия» лабораторию палеогеномики. С одной стороны, студенты, которые будут обучаться по этой программе, смогут ознакомиться с самыми современными методами исследований музейных экспонатов и их представления на выставках. С другой, профессиональные генетики (сотрудники компаний «Генотек» и «Гротекс», тоже ставших участниками проекта) расширят сферу своих исследований. Кроме того, лаборатория позволит изучить материалы археологических экспедиций Эрмитажа еще более полно и глубоко.

Результаты первого, пилотного, этапа уже обрабатываются, осмысляются археологами. На сегодняшний день исследованы две шубы, женская и мужская. Оказалось, что воротник и оторочка женской сделаны из шкуры коровы или теленка, а отделка мужской — из меха волка или собаки. Кукла, внутрь которой вложен мешочек с человеческими костями, тоже выполнена из кожи коровы. А сами мумии (вернее, конечно, люди, чьи останки после смерти оказались мумифицированы), как удалось установить генетикам, были родственниками по материнской линии.

«К сожалению, мы не знаем, в каком колене, — рассказывает Светлана Панкова. — Они настолько близки по набору генетических характеристик, что могут быть даже братом и сестрой. Или же у них общий предок по материнской линии. Сейчас определить это точно невозможно, потому что нужны фоновые образцы — из того же могильника или из памятников этой же территории того же времени».

Важно, что раскопки на Оглахтинском могильнике продолжаются. В прошлом году комплексная экспедиция Томского университета и Государственного Эрмитажа обнаружила еще одно захоронение с уникальной сохранностью предметов. В этом — возможны новые находки. И значит, необходимые образцы у исследователей будут.

Параллельно генетики и археологи учатся все лучше понимать друг друга. «Когда встречаются две абсолютно разные дисциплины, мы говорим на разных языках, — объясняет Светлана Панкова. — Сначала мы работали так: археологи дают образцы и смотрят, что получается у генетиков. И оказалось, что не получается ничего. Мы, археологи, не знаем, как интерпретировать генетические результаты, генетики не знают нашу археологическую проблематику. Нужна либо взаимная подготовка, но это дело будущего, либо умение внимательно слушать и слышать друг друга. Сейчас мы пришли к тому, что археологи должны не только дать материал, но и с самого начала точно поставить задачу, предложить гипотезу. А генетики своими методами уже пытаются эту задачу решить».

Например, до сих пор неизвестно происхождение таштыкской культуры, к которой относятся памятники Оглахтинского могильника. Археологи предполагают, что население, принесшее на территорию Хакасии новые погребальные обряды, могло прийти из Синьцзяна, но полной уверенности в этом нет. Получив достаточное количество образцов (из раскопок и из международной базы данных), генетики со временем смогут подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. А также уточнить родственные связи между людьми в одном захоронении и в соседних. И значит, составить представление о социальной структуре древнего общества.

Самым наглядным результатом обширных и непростых исследований станет выставка, подготовкой которой займутся все участники проекта. Археологи предоставят экспонаты и предложат концепцию экспозиции. Генетики поделятся результатами своей работы. А будущие студенты Международной школы искусств и культурного наследия (первый курс будет набран уже в этом году) постараются придумать, как эффектно и доступно представить древние памятники и рассказать о современных способах их изучения.


#мумия #Эрмитаж #археологи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 127 (7210) от 14.07.2022 под заголовком «Мумии оказались родственниками».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?