Надежда Батоева стала лауреатом премии «Душа танца»

Согласно давно установившейся традиции, в мае каждого года всероссийский журнал «Балет» называет имена лауреатов премии «Душа танца». В этом году среди удостоенных почетной награды — первая танцовщица Мариинского театра Надежда Батоева.

Надежда Батоева стала лауреатом премии «Душа танца» | © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2022 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2022 г.

Ее путь в искусство начался в Волгограде, где она занималась в танцевальном кружке. Педагоги сразу приметили незаурядные способности девочки и посоветовали родителям отдать дочку в профессиональную школу. Так началась «одиссея» Надежды из родного города сначала в Москву (где, увы, уже закончился прием), а затем в Петербург. Здесь, после серьезного конкурса, девочку приняли в первый класс. Годы учебы под руководством профессора Людмилы Николаевны Сафроновой, ученицы А. Я. Вагановой, были наполнены непрестанными уроками у балетного станка, усталостью, порой — слезами, но и победами, которые придавали силы. В 2008-м Надежду наградили премией «Надежда России», которую ей торжественно вручили в большом концертном зале «Октябрьский».

На выпускном спектакле в 2009 году Надежда исполнила па‑де‑де из балета «Коппелия», и ее успех был отмечен прессой. В тот же год юная выпускница была принята в Мариинский театр. Работа в кордебалете — неотъемлемая часть в биографии каждой балерины. Эту «школу муштры» прошла и Батоева, но и в ту пору ей уже стали поручать небольшие сольные партии в «Сильфиде», «Спящей красавице», «Карнавале». Казалось, руководство балета испытывало способности балерины, ведь только в «Баядерке» она исполнила такие полярные партии, как жестокая и властная Гамзатти, лукавая героиня в танце «Ману», а классическая вариация в «Тенях» мирно сосуществовала в ее послужном списке с характерным индусским танцем. И в балете «Дон Кихот» Батоева исполнила несколько сольных партий, которые словно прокладывали ей путь к главной героине — Китри, веселой озорнице.

Ее Китри удивляет отсутствием шаблонов, она как будто прошла чистилище и, освободившись от традиционных напластований и балетного «шика», превратилась в проказницу, притворщицу и непоседу. Батоева радует трансформациями — в первом акте она ведет комедийные диалоги с возлюбленным Базилем, во втором, в сцене «Сон Дон Кихота», предстает царицей классического танца, нежной и возвышенной Дульсинеей, а в последнем ослепляет безупречным техническим блес­ком виртуозной прима-балерины. Ее «колоратурные» пассажи, прыжки, вихревое фуэте доставляют истинное наслаждение. И во всем — женственность и очарование.

Темперамент и природный драматизм Батоевой сдержанны, нужны психологически острые роли, чтобы в полной мере раскрылся артистизм танцовщицы. Джульетта стала испытанием для Батоевой, ведь в сознании зрителей и критики сохранились многие исполнительницы этой партии на сцене Кировского/Мариинского театра. Надежда упорно искала свою Джульетту. От беспечности первых сцен ее героиня приходит к ожесточению, ненависти к тем, кто хочет сломить ее волю. У Батоевой — Джульетты целая гамма переживаний: от блаженного испуга перед неведомым чувством любви в дуэте на балу, через страх и восторг в сцене у балкона — до пред­смертного ужаса, когда она смотрит на неподвижное тело Ромео.

Совсем иной предстает танцовщица в партии Ширин в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви». В течение спектакля эта Ширин предстает перед нами газелью, чьи легкие прыжки дразнят, а мелкие движения пальцев кажутся сверканием брызг.

Балеты Джорджа Баланчина давно вошли в репертуар Мариинского театра, и все ведущие балерины испробовали свои силы в освоении трудной и восхитительной хореографии. В балете «Аполлон» Батоева — Полигимния, муза пантомимы, одна из любимиц бога Солнца. Танцовщица создает образ юной музы — четкие арабески, искусные, прихотливые позиции рук, законченная скульптурность поз. Встреча с творчеством Фредерика Аштона, одного из основателей английского балета, принесла еще одну возможность раскрыть потаенные таланты Батоевой. В заглавной партии балета «Сильвия» танцовщица проявила свою тонкую музыкальность, найдя для каждой формы — вальса, баркаролы и знаменитого пиццикато — свою тонкую окраску.

Сегодня в репертуаре Батоевой десятки ведущих партий. Она украшение Мариинской сцены, яркая индивидуальность, сочетающая в себе творческий темперамент и красоту петербургской классической школы танца.


#балет #Мариинский театр #лауреаты #премия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7181) от 02.06.2022 под заголовком «Надежда, одна из надежд Мариинского».


Комментарии