Надежда Батоева стала лауреатом премии «Душа танца»

Согласно давно установившейся традиции, в мае каждого года всероссийский журнал «Балет» называет имена лауреатов премии «Душа танца». В этом году среди удостоенных почетной награды — первая танцовщица Мариинского театра Надежда Батоева.

Надежда Батоева стала лауреатом премии «Душа танца» | © Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2022 г.

© Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2022 г.

Ее путь в искусство начался в Волгограде, где она занималась в танцевальном кружке. Педагоги сразу приметили незаурядные способности девочки и посоветовали родителям отдать дочку в профессиональную школу. Так началась «одиссея» Надежды из родного города сначала в Москву (где, увы, уже закончился прием), а затем в Петербург. Здесь, после серьезного конкурса, девочку приняли в первый класс. Годы учебы под руководством профессора Людмилы Николаевны Сафроновой, ученицы А. Я. Вагановой, были наполнены непрестанными уроками у балетного станка, усталостью, порой — слезами, но и победами, которые придавали силы. В 2008-м Надежду наградили премией «Надежда России», которую ей торжественно вручили в большом концертном зале «Октябрьский».

На выпускном спектакле в 2009 году Надежда исполнила па‑де‑де из балета «Коппелия», и ее успех был отмечен прессой. В тот же год юная выпускница была принята в Мариинский театр. Работа в кордебалете — неотъемлемая часть в биографии каждой балерины. Эту «школу муштры» прошла и Батоева, но и в ту пору ей уже стали поручать небольшие сольные партии в «Сильфиде», «Спящей красавице», «Карнавале». Казалось, руководство балета испытывало способности балерины, ведь только в «Баядерке» она исполнила такие полярные партии, как жестокая и властная Гамзатти, лукавая героиня в танце «Ману», а классическая вариация в «Тенях» мирно сосуществовала в ее послужном списке с характерным индусским танцем. И в балете «Дон Кихот» Батоева исполнила несколько сольных партий, которые словно прокладывали ей путь к главной героине — Китри, веселой озорнице.

Ее Китри удивляет отсутствием шаблонов, она как будто прошла чистилище и, освободившись от традиционных напластований и балетного «шика», превратилась в проказницу, притворщицу и непоседу. Батоева радует трансформациями — в первом акте она ведет комедийные диалоги с возлюбленным Базилем, во втором, в сцене «Сон Дон Кихота», предстает царицей классического танца, нежной и возвышенной Дульсинеей, а в последнем ослепляет безупречным техническим блес­ком виртуозной прима-балерины. Ее «колоратурные» пассажи, прыжки, вихревое фуэте доставляют истинное наслаждение. И во всем — женственность и очарование.

Темперамент и природный драматизм Батоевой сдержанны, нужны психологически острые роли, чтобы в полной мере раскрылся артистизм танцовщицы. Джульетта стала испытанием для Батоевой, ведь в сознании зрителей и критики сохранились многие исполнительницы этой партии на сцене Кировского/Мариинского театра. Надежда упорно искала свою Джульетту. От беспечности первых сцен ее героиня приходит к ожесточению, ненависти к тем, кто хочет сломить ее волю. У Батоевой — Джульетты целая гамма переживаний: от блаженного испуга перед неведомым чувством любви в дуэте на балу, через страх и восторг в сцене у балкона — до пред­смертного ужаса, когда она смотрит на неподвижное тело Ромео.

Совсем иной предстает танцовщица в партии Ширин в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви». В течение спектакля эта Ширин предстает перед нами газелью, чьи легкие прыжки дразнят, а мелкие движения пальцев кажутся сверканием брызг.

Балеты Джорджа Баланчина давно вошли в репертуар Мариинского театра, и все ведущие балерины испробовали свои силы в освоении трудной и восхитительной хореографии. В балете «Аполлон» Батоева — Полигимния, муза пантомимы, одна из любимиц бога Солнца. Танцовщица создает образ юной музы — четкие арабески, искусные, прихотливые позиции рук, законченная скульптурность поз. Встреча с творчеством Фредерика Аштона, одного из основателей английского балета, принесла еще одну возможность раскрыть потаенные таланты Батоевой. В заглавной партии балета «Сильвия» танцовщица проявила свою тонкую музыкальность, найдя для каждой формы — вальса, баркаролы и знаменитого пиццикато — свою тонкую окраску.

Сегодня в репертуаре Батоевой десятки ведущих партий. Она украшение Мариинской сцены, яркая индивидуальность, сочетающая в себе творческий темперамент и красоту петербургской классической школы танца.


#балет #Мариинский театр #лауреаты #премия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 98 (7181) от 02.06.2022 под заголовком «Надежда, одна из надежд Мариинского».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?