2Vtzqv4Hz9U

Началась реставрация храма Святой Екатерины

Начались реставрационные работы в храме Святой Екатерины, расположенной в северо-восточной башне комплекса построек Смольного монастыря. Специалисты знали, что там сохранился подлинный интерьер, созданный Растрелли. Но сохранность удивила даже их...

Началась реставрация храма Святой Екатерины | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Вместе с Сергеем Самусенко, главным архитектором проекта реставрации храма, мы входим через исторические, хотя и более поздние (XIX века) двери орехового дерева с резьбой и попадаем в царство советских стальных конструкций. Но именно они спасли интерьер великого Растрелли и мастера штукатурных дел Иогана Джани, где индивидуально каждое украшение –  будь то фигура ангела, путти или бутон цветка. Это стеллажи архива Ленинградского обкома КПСС, который занимал это здание в советские годы.

Металлические балки, несмотря на всю мощь конструкции стеллажей (ведь высота здания около 40 метров), по минимуму вторгались в стены. Лепной декор, содержащий минимальное количество гипса, и росписи были аккуратно побелены обычным мелом. Только трубы водяного отопления середины ХХ века повредили ножки ангелов. В храме будет новая система обогрева. Реставраторы намерены воссоздать конечности, обозначив цветом новодельные детали.

Два из четырех круглых окна основного объема храма заложены, в одном нарисован оконный переплет. Он был частично расчищен несколько лет назад. Другое окно скрывалось за шахтой лифта, в котором сюда поднимали партийные документы. Несколько дней назад, когда шахту частично разобрали, в круглой нише обнаружили изображение Богоматери в золотом обводке. Скорее всего, это XIX век, но художникам еще предстоит заняться расчисткой, чтобы определить технику исполнения и сохранность.

Начиная с «парусов» и выше стеллажи (они и сейчас служат реставраторам) все же пришлось демонтировать. Там установлены деревянные леса, чтобы вести реставрацию. «На парусах» сохранилось изображение великомучениц, после первых расчисток легко читается имя «Дарья». По документам известно, что эти росписи выполняли в 1763 –  1765 годах художники Иван Бельский и Мина Колокольников.

Растрелли3_Д.jpg
 

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выше, на барабане, мастера всухую очищают от мела лепной декор. Поднимаемся на самый верх, там ангелы сохранили следы золочения времен Растрелли. Оно стало осыпаться вскоре после строительства здания, при ремонтах XIX века его не стали поновлять.

Спрашиваем Самусенко: а как попадали в главку храма? Он показывает нам узкое отверстие над одним из больших окон барабана. Между рамами ставилась лестница, человек изящной комплекции подбирался к лазу, а затем по штурмовой лестнице попадал внутрь купола.

Спускаемся вниз, где архитектор показывает еще три достопримечательности храма. Это лепной оклад запрестольного образа святой Екатерины. Кстати, фрагменты иконостаса хранятся в Русском музее. Нынешний проект не предполагает его воссоздания. Справа от того места, где находился алтарь, реставраторы, разобрав советские кирпичи, нашли «Голгофу». В 1870-е годы некий купец подарил церкви распятие, которое было помещено в нишу с росписью маслом по штукатурке «Ночной Иерусалим». Распятие пропало, живопись сохранилась.

В интерьере сохранились четыре столба. Два поддерживали хоры, которые построили позже для увеличения вместимости храма. «Назначение двух других столбов я объяснить не могу», –  признался Самусенко.

Рстрелли1_Д.jpg
 

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как сообщил Сергей Макаров, председатель КГИОП, в 2021 году на реставрацию Екатерининской церкви выделено около 40 млн рублей. Работы только начинаются, говорить о сроках их окончания невозможно. Еще предстоят обсуждения с экспертами, на какое время проводить реставрацию. Но уже сейчас очевидно, что максимально близко к Растрелли.

Справка. Храм Святой Екатерины был освящен в 1764 году для Императорского воспитательного общества благородных девиц. С 1804 года он принадлежал Вдовьему дому. В 1920-е был закрыт. Сегодня здание принадлежит СПбГУ.


#храм #реставрация #Растрелли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (6972) от 23.07.2021 под заголовком «Растрелли из партархива».


Комментарии